Тайсон. Продать нельзя оставить
Все вы уже догадались, что заголовок этого материала является парафразом классической фразы "Казнить нельзя помиловать", где смысл меняется в зависимости от поставленной запятой. Так и болельщики «Металлиста» не уверены, где поставить эту самую закорючку, чтобы принять правильное решение в ситуации с быстроногим бразильцем. Не претендуя на истину в последней инстанции, автор материала изложит свою точку зрения.
Так вот, история берет свое начало еще летом 2010-го года, когда селекционная служба «Металлиста», выбирая между игроком «Сан-Паулу» Дагоберто и Тайсоном, остановилась на кандидатуре последнего. Переговоры с бразильским клубом были вовсе непростыми. И это неудивительно: в составе своего бывшего клуба "Интернасионал" Фреда стал обладателем Кубка Либертадорес, победителем Копа Судамерикана, чемпионом штата Рио Гранди ду Сул. Кроме того, заполучить 22-летнего форварда стремились «Вольфсбург», «Малага», а также донецкий «Шахтер». Впрочем, в борьбе за атакующего хава «Металлист» «горняков» обставил – выложив 6 миллионов евро, «желто-синие» заключили пятилетнее соглашение с футболистом.
И явно не прогадали. Художник на поле, артист с мячом - все это про молодого бразильца, нарезка голов и эффектных передач которого заставит восторгаться даже самого искушенного зрителя. За два с половиной года Фреда 83 раза выходил в желто-синей футболке, наколотив при этом двадцать мячей. А его фантастический удар в игре с «Русенборогом» и вовсе признали голом столетия.
И все бы ничего, если бы не своеобразный характер бразильца - с недавних пор лидер атак «Металлиста» захандрил и рвался сменить команду. В одном из своих последних интервью Мирон Маркевич констатировал, что вписаться в большую и дружную семью «Металлиста» Фреде так и не удалось. Тем более отдавать себя целиком и полностью харьковскому коллективу, когда в СМИ барражирует информация о заинтересованности в Тайсоне со стороны ведущих клубов Европы, бразильцу было не так-то просто. Стало ясно, что сказанные еще Достоевским в романе «Подросток» слова «До свидания, насильно мил не будешь», прозвучат вновь.
Английские гранды, «Челси» и «Манчестер Сити», не скрывали свой интерес к бразильскому «металлисту», но на опережение сыграл «Шахтер»: по нашим данным, дончане и агент Тайсона договорились о более выгодных и привлекательных условиях для самого футболиста, а «Металлист» получит безоговорочную сумму отступных - клаусулу, - прописанную в контракте форварда.
В данной ситуации мнение харьковской стороны не учитывалось, ведь клаусула – это нормальная европейская практика, когда не все зависит от клуба-продавца, главное - желание покупателя и самого игрока. Вспомните хотя бы ситуацию с переходом Хави Мартинеса в «Баварию», когда немецкий клуб, несмотря на все возражения испанского «Атлетика», выплатил 40 миллионов евро и заполучил желанного игрока. Или, к примеру, обратимся к соседней России, где «Зенит» воспользовался опцией в контракте Данни, тем самым обязав московское «Динамо» распрощаться с игроком сборной Португалии за 30 миллионов евро. Так и харьковчане, действуя исключительно в правовом поле, избежать продажи игрока не могли. Тем более грусть от потери нивелирует радость от набитого кошелька. Этот трансфер стал рекордным чемпионата Украины - ранее подобные суммы в сделках между отечественными клубами не фигурировали.
Кроме того, владелец «Металлиста» Сергей Курченко уже заявил, что «готов дополнить полученную от трансфера сумму, доведя ее до 30 миллионов долларов, и на эти средства приобрести двух-трех игроков, которые не будут уступать Тайсону в классе и усилят команду».
Что имеем в сухом остатке? «Металлист» распрощался с игроком, не горевшим желанием оставаться в Харькове. В свои практически 25 лет Тайсон получит шанс дебютировать в Лиге чемпионов, а «Металлист» совершит рекордную для себя сделку, избавившись к тому же не только от гениального, но и проблемного ребенка. Переход Дениса Олейника в «Днепр» или того же Девича в «Шахтер» воспринимался как усиление конкурента. Но так ли получалось в итоге?
А вот харьковчанам теперь впору ждать усиления – 30 миллионов долларов, полученные на зимние трансферы, должны развязать руки практически безошибочно действовавшей ранее харьковской селекции. Вспомнить хотя бы Джексона Коэльо (пришел за каких-то 500 тысяч евро), Хавьера, Сосу, Торсильери или того же Вильягру – селекционный гений Евгения Красникова неоднократно позволял «Металлисту» заменить одну деталь на другую, не допуская сбоя в работе всего футбольного механизма. Так что решение дилеммы про запятую во фразе «продать нельзя оставить» должно увенчаться жирным и совершенно однозначным знаком препинания уже после первого слова.
Евгений Ренев