50 лет назад "Динамо" впервые выиграло чемпионат, а "Шахтер" - Кубок СССР
Пятьдесят лет назад футбольная Украина впервые по-крупному обставила Россию. В 61-м "Динамо" выиграло чемпионат, "Шахтер" - Кубок СССР. Для горняков, в присутствии 100 тысяч зрителей одолевших на московском стадионе им. Ленина "Торпедо" (3:1), это был первый трофей в их истории. Для киевлян - второй, после Кубка-1954, но от того не менее значимый. Ведь они стали первыми, кто в чемпионате СССР нарушил гегемонию Москвы. При этом именно Россия своими тренерами помогла нашим клубам добиться побед. "Динамо" возглавлял москвич Вячеслав Соловьев, "Шахтер" - Олег Ошенков из Ленинграда.
Свое чемпионство "Динамо" оформило 17 октября 1961-го. А 29-го сенсационную победу в Кубке одержал "Шахтер", игроков которого перед финалом горняки одной из шахт Донбасса мотивировали телеграммой: дескать, мы выдадим на-гора тысячу тонн сверхпланового угля, а вы - Кубок. Добыла его команда еще как "Шахтер" (Сталино), спустя десять дней город переименовали в Донецк. Впоследствии дончане еще трижды возьмут Кубок, динамовцы же выиграют чемпионат СССР еще 12 раз, став рекордсменами Союза.
ЮРИЙ ЗАХАРОВ: "ДИПЛОМЫ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ГОТОВИЛИ ДЛЯ МОСКВИЧЕЙ"
Форвард, в победном для "Шахтера" Кубке СССР-61 забивший 6 голов в 6 матчах, рассказал, как выстреливала донецкая пружина, а партнеры уходили с поля с кровавой пеной на губах.
- Юрий Владимирович, за счет чего "Шахтеру" удалось "выстрелить" в Кубке СССР-61?
- Прежде всего благодаря тренеру Олегу Ошенкову. Он выигрывал Кубок СССР, еще возглавляя киевское "Динамо" в 1954-м, и знал, как мотивировать команду на важные матчи. Мы ему: "Да куда нам до Кубка? А что ж будут делать в это время гранды?", а он нам: "Да, объективно мы - слабее, бороться на равных за призовые места в чемпионате трудно, но можно и нужно настроиться на отдельные ключевые матчи в Кубке. Непобедимых команд не бывает". Долго уговаривать нас не пришлось. Мы были молодой командой, а молодежь всегда амбициозна, и Ошенков это понимал. Он красочно рассказывал, какой это праздник - финал Кубка, переполненные трибуны. И мы загорелись идеей добыть трофей.
- Поэтому во времена Союза за "Шахтером" и закрепилась слава "кубковой" команды?
- Да, мы брали бойцовскими качествами, умением, если нужно, перетерпеть и сыграть вопреки обстоятельствам. Ведь что из себя тогда представлял "Шахтер"? Областная команда среднего уровня, без звезд. Зато мы превосходили многих по морально-волевым качествам, благодаря которым и смогли три года подряд доходить до финала Кубка страны (за всю историю советского футбола этого удавалось добиться лишь трем командам. - Авт.). Большинство составляли местные футболисты, которые здесь выросли и очень дорожили мнением земляков. После проигрыша во двор было стыдно выйти, прятаться приходилось. Этого тогда боялись даже больше, чем гнева руководителей. Поэтому в игре не щадили ни себя, ни противника. Снегирев, Головко, Сальков, Алябьев - они, если надо, могли стоять в обороне насмерть, костьми ложились. А Колосов? Да он каждый матч заканчивал с кровавой пеной на губах.
- А когда вы сами поняли, что Кубок СССР - достижимая вершина?
- Наверное, после того, как в 1/8 финала одолели тбилисское "Динамо" с Хурцилавой, Чохели, Месхи. Они дважды выходили вперед, но мы в итоге победили 3:2.
- Чем запомнился победный финал?
- Играли мы в "Лужниках" с торпедовцами Москвы - чемпионами страны прошлого года и действующими обладателями Кубка. 100-тысячный стадион был переполнен, и добрая половина - наши болельщики, приехавшие из Донбасса. Много было людей из руководства области. У соперников тогда играла половина сборной СССР - Кавазашвили, Воронин, Шустиков, Иванов, Метревели. Ну что для них какой-то "Шахтер"? И они нас, конечно, немного недооценили. Вышли с прохладцей, а мы им в самом начале забили, Толя Родин постарался, и начали играть на контратаках. Газеты потом писали, что "Шахтер" был похож на пружину, которая сжималась, а потом резко выстреливала. Перед самым перерывом торпедовцы сравняли счет, Метревели нам забил. Ну и на второй тайм они выходили снова с каким-то пренебрежением, дескать, куда там денется этот Донецк. Но мы выстояли, а на контратаках забили еще два гола и победили 3:1.
- Правда, что организаторы настолько были уверены в победе торпедовцев, что даже в дипломах, которые вам вручали вместе с Кубком, были вписаны их имена?
- Ну не совсем так. Те грамоты, которые были подготовлены для награждения, действительно были заполнены заранее и в них значились фамилии москвичей. Но нам их, конечно, не стали вручать. Потом, пока мы приняли душ и переоделись, в раздевалку принесли пустые бланки грамот с печатями (организаторы толком не знали, кто за "Шахтер" играет), а заполняли их уже дома, в областном спорткомитете.
"ПОДЪЕМ: МИТИНГ!"
"В Москве банкета в честь победы "Шахтера" не было. В раздевалке лишь пригубили из Кубка шампанского - администратор заготовил, - вспоминает Юрий Захаров. - Зато на обратном пути, как только поезд пересек границу Донецкой области, нас сразу разбудили, потому что на перроне в Красном Лимане в нашу честь уже собрался митинг. И так было на каждой станции, вплоть до Донецка. Нас приветствовали толпы народу. Транспаранты, скандирование, цветы. А уж дома ажиотаж был просто сумасшедший. Перрон был переполнен. Нас прямо с вокзала привезли на стадион, уже заполненный болельщиками. А потом команду обязательно представляли на всех торжественных мероприятиях, как-то - демонстрации 7 ноября или 1 мая. Материальное поощрение? Мне за победу в Кубке подарили ружье, кому-то - телевизор, ковер, холодильник, фотоаппарат. Общество "Авангард", к которому мы относились, выписало каждому премию в размере месячного оклада - по 160 рублей. Небольшие премии выдал еще облспорткомитет - с нынешними не сравнить".
В музее на "Донбасс Арене" сейчас хранится копия Кубка СССР. Оригинал - во владении победителя последнего розыгрыша (1992 год) "Спартака". "А после победы в 61-м приз оставался в донецком областном спорткомитете, - говорит Захаров. - Почему не на базе "Шахтера"? Ой, да там его и стащить могли (смеется). Какая тогда была база? Барак с комнатами на 6-8 человек и одним туалетом на всех, куда по утрам выстраивалась очередь. А добирались туда на грузовике - нормальной дороги на Киршу еще не было".