Страшно?
С приходом Пьерлуиджи Коллины судейских скандалов в Украине меньше не стало. Просто поменялось их качество. Если раньше их проводили по категории «Суркис всех купил» (или, как вариант, «Ахметов всех купил»), то сейчас за виновными на сторону не ходят. И вся тяжесть болельщицкой критики обрушивается непосредственно на судью. Что возвращает нас к чистым временам довоенного футбола, когда наивный болельщик был уверен: ошибки судей не покупаются, как баклажаны на базаре.
За первый месяц своей работы Коллина сделал три заметные вещи. Он деполитизировал судейский вопрос, посадил украинских арбитров на диету и досмерти их напугал. Причем сразу. Один из его новых подопечных Игорь Ищенко признавался: «Когда нам представили Коллину, все опешили». Еще бы! Тощий лысый итальянец – просто олицетворение радикального лечения. Он - более подходящая фигура на роль доктора Хауса, чем сам Хью Лори. Глянешь на него – и сразу понятно: такой будет резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонита. Конечно, украинские судьи перепугались. На людях они, конечно, говорят правильные слова о том, что Коллина подтянет их до европейского уровня, что с ним будет интересно, хотя и трудно. Но, оставшись наедине, наверняка шепотом обсуждают подробности той зачистки, которую Коллина устроил пару лет назад в итальянском судейском корпусе. Уцелели там немногие, а на место пострадавших Пьерлуиджи привел молодежь, которой доверял. Так он лечит…
Последствия трепета, который внушает украинским арбитрам их блестящий во всех отношениях шеф, мы могли видеть в субботу в Днепропетровске. Бедный Даньковский – он так боялся сделать ошибку, что сделал самую идиотскую из всех возможных. Нарушение Селезнева не было особенно грубым – но оно было очевидным, потому что такой контакт с голкипером во вратарской площадке трактуется как фол. На повторе видно, как Даньковский внимательно смотрит на борьбу Селезнева и Старцева. Контакт трудно было не увидеть с такой позиции - но допустим. Мы видим, как Даньковский засчитывает гол, а потом чудовищно усугубляет ошибку, уступив беспардонному давлению со стороны возмущенных харьковчан. Саму по себе ошибку Коллина, может, и простил бы. Простит ли слабохарактерность? Судя по взгляду его бездонных глаз – вряд ли. Это железный человек, его не мог взять на испуг даже Матерацци, не то что какой-то Обрадович.
История с Даньковским в ярко выраженной форме продемонстрировала тот психоз, которым сейчас охвачен украинский судейский корпус. Получают люди немало, работу ценят, терять ее боятся. А будущее теперь – в тумане. Раньше, до появления Коллины, все было просто и понятно. Существовали свои, особенные, годами отшлифованные правила судейской жизни, имевшие мало общего с нормами ФИФА, но отлично работавшие в наших специфических условиях и более того – избавлявшие грешного рефери от львиной доли ответственности (ну как же - «Кто-то всех купил», пусть он и отвечает в глазах общественности). А теперь? В случае ошибки мало того, что попадаешь на карандаш Коллине, так еще и становишься единственным объектом ненависти болельщиков, которым просто некого больше упрекать – ведь судейский корпус деполитизирован, Коллина им всем в печенку! Что из этого выйдет, покажет время. Чистка итальянского судейского корпуса тоже начиналась с отдельных психующих мужчин – но, в конце концов, дала желаемый результат. Украина… Ну, надо ли говорить, как сильно отличается Украина от Италии и как могут утомить европейского специалиста наши реалии, по сравнению с которыми «скандал Моджи» - просто детсадовский розыгрыш.
Евгений Ясенов