Слово на вес Суркиса
Представьте себе ситуацию: Барак Обама собирается предложить Хилари Клинтон пост государственного секретаря США. И вызывает он к себе издателя газеты… Ну, например, «Вашингтон пост», неважно. И говорит ему: «Слышишь, издатель, я, в принципе, хочу, чтобы Хилари стала госсекретарем. Можешь про это у себя написать, если хочешь. Она хорошо во всем разбирается. Я, в принципе, с ней поработал бы. О'кей?» - «О'кей!» - отвечает издатель и, потирая руки, уходит, унося информационную бомбу. Конечно, он об этом напечатает, прекрасно понимая: на самом деле, это не предложение, а хитрый финт ушами. Потому что для всего есть свой порядок – протокольный или негласный. На допрос в прокуратуру не вызывают с помощью агентов канадской оптовой компании, а на любовное свидание не приглашают через вахтершу студенческого общежития.
Поэтому, когда в пятницу Григорий Михайлович Суркис заявил о желании видеть на посту тренера сборной Украины Мирчу Луческу, тренер «Шахтера» имел все основания сказать: «Так предложения не делаются». Тем более, что формально никакого предложения не было. Да и быть не могло. Потому что серьезные люди участвуют. Кое-кто считает, что Григорий Михайлович ведет себя в украинском футболе как царь и бог и делает, что хочет. Это, однако, не так. Он – из тех аккуратистов, кто чтит все необходимые кодексы. Он лучше кого бы то ни было знает, что имеет право лишь внести кандидатуру тренера на рассмотрение исполкома ФФУ. А там могут и не согласиться. Впрочем, на сей счет Суркис оптимистичен: «Думаю, смогу убедить членов исполкома». Так или иначе, никакого предложения Луческу в пятницу никто не делал. И, если бы не отдельные эмоциональные журналисты, торопящиеся побыстрее запулить новости в интернет, никто бы и не заподозрил, что, оказывается, тренеру «Шахтера» что-то предлагают «официально».
В общем, слова Григория Михайловича пока что можно воспринимать как художественный свист – или, если выражаться точнее, как декларацию о намерениях. Другой вопрос – зачем он все это продекларировал? Ну, тут можно нагенерировать кучу версий. Можно, например, принять точку зрения Бориса Колесникова (цитирую): «Так можно пригласить и Гвардиолу или еще кого-нибудь с действующим контрактом. А потом сказать: "Я приглашал победителя Кубка УЕФА Луческу, победителя Лиги чемпионов Гвардиолу и Бенитеса из "Ливерпуля", но все отказались, поэтому решил пригласить Михайличенко или Демьяненко». Если не нравится такая гипотеза - можно выдвинуть какую-то другую. Но мы это делать не станем. Лучше подождать и посмотреть, в какую сторону разовьются события. Какие дела последуют за словами Григория Михайловича о его любви к Луческу. Дела – они всегда важнее слов.
А пока, на закуску, хочется обратить внимание еще на один момент. Разрешение на гипотетическую работу Луческу в сборной должен дать президент ФК «Шахтер». Таким образом, все опять упирается в фигуру Рината Леонидовича. Который уж раз за последние недели его делают какой-то лакмусовой бумажкой, по которой тестируется патриотизм футбольного Донецка. В самом деле: только представьте, как можно повернуть отказ Ахметова на совмещение Луческу постов в клубе и сборной! Уж, во всяком случае, слова о том, что клубные интересы поставлены превыше национальных, вполне могут опять прозвучать. Прозвучат ли? А вот и посмотрим.
Евгений ЯСЕНОВ