Дело – за малыми
Недавно на "Терриконе" поместили любопытнейший материал о том, что в Европе начали побеждать команды со своими воспитанниками. Честно говоря, кроме "Барселоны", других примеров такого рода в Европе обнаружить не удалось. Но пример "Барселоны" впечатляющ, без спору. Достоин того, чтобы его проанализировать. И чтобы понять, как говорил Михаил Сергеевич Горбачев, кто есть ху.
Посмотрев на основной состав "Барсы", мы обнаружим там целую группу воспитанников клубной футбольной академии: Виктор Вальдес, Пике, Пуйоль, Хави, Иньеста и, я извиняюсь, Месси. Аргентинец Лионель Месси, который с 11 лет живет и работает в столице Каталонии. Как видим, более половины состава – шесть игроков! – воспитаны клубом. Нередко на поле появляются еще двое – Боян Кркич и Бускетс. Еще человек пять ждут малейшей возможности, чтобы прорваться. Эта беспрецедентная ситуация говорит о высочайшей эффективности работы академии "Барсы", которая уже несколько десятилетий штампует звезд для себя и окружающего мира. Вспомним таких людей, как Сеск Фабрегас или Пепе Рейна, играющих на самом высоком уровне – но, волею обстоятельств, за пределами родной Каталонии (хотя с Сеском это положение может скоро быть исправлено).
В принципе, каждый уважающий себя клуб имеет свою академию. Даже "Челси", хотя с кадровым аутсорсингом Абрамовича она вроде бы и вовсе ни к чему. Когда донецкий "Шахтер" начал свой путь к величию, Ринат Ахметов прекрасно понимал, что без академии туда дорога заказана. В результате, у нас стало все, как у людей, для чего пригласили специалиста из Голландии – страны, которая прославилась выращиваением не только тюльпанов, но и футбольной молодежи. Хенк ван Стее поставил цель: каждый год один-два выпускника академии должны появляться в главной команде клуба. По такому принципу работает система подготовки молодежи "Аякса" - не менее уважаемся в мире, чем каталонская. И, хотя ван Стее работал в клубе поскромнее, в роттердамской "Спарте", задачу поставил по-аяксовски амбициозную. Пока получается не очень. А если сказать честно – совсем не получается. Академия в Донецке великолепная, все гости восхищаются. Молодые ребята на своем уровне показывают класс. Выигрывают трофеи, производят впечатление на серьезных специалистов. А на выходе – полный ноль. Если не считать достижением донецкой школы Дмитрия Чигринского, который в нашем горняцком соку варился с 14 лет (правда, с перерывами, да и вообще, Вячеслав Викторович Грозный уже рассказал всем, чья на самом деле это заслуга – воспитание Чигринского).
Выпускники футбольной академии "Шахтера" разбредаются по другим украинским командам. Что не может не радовать: замечательно, что Донецк поднимает украинский футбол! Но где обещанные один-два игрока "основы"? Почему они не появляются? Может быть, Хенк ван Стее был плохим специалистом, и с новым директором академии все наладится? А может, тренерская метода Мирчи Луческу не позволяет молодым прорваться? Или, может, мы слишком торопимся, и нормальная академия начинает плодоносить лет через десять-пятнадцать? Дать ответы на эти вопросы я не могу, для этого нужен человек, более погруженный в клубные дела. Но ответы знать очень бы хотелось. Потому что для меня очевидно: если наша замечательная академия и дальше будет работать вхолостую, "Шахтер" постепенно превратится в команду без традиций. Хотя, возможно, еще с парочкой громких титулов. Тут уж надо выбирать – что кому важнее.
Евгений ЯСЕНОВ