Дух донецкого футбола
Весь Донецкий край вчера и сегодня делился на две части. Вчера – на тех, кто верил в победу несмотря ни на что, и тех, кто привычно ворчал: «Не верю, чтобы в финале мы не облажались…». Сегодня первые осипшим голосом бубнят сомнабулически: «ЭТО случилось, я дожил до ЭТОГО, но не верю, разве такое возможно»? Вторые же, радуясь, что их маловерие было посрамлено, вопят – «А я, что говорил?! – Это же наш донецкий футбол, это наш шахтерский, горняцкий дух»!
Вот о духе и стоит поговорить.
Как же все срослось в одночасье в судьбе донбассовцев моего поколения, в своей личной судьбе! – Ровно тридцать лет назад, в год наивысшего единения футбола и города, в эпоху Старухина, мы впервые дерзнули мечтать о победах на трудных европейских футбольных ристалищах. Нам казалось это близким и возможным, и хотя уже тогда мы понимали, что такое та же «Барселона», что такое ее финансы, традиции, история, имидж в Старом Свете, немало среди моих сверстников безапелляционно, чисто по-донецки вопрошало – а что нам эта «Барселона»? – «Шахтер», наш любимый клуб вполне с ней потягаться может… И долго еще потом совершенно искренне удивлялись тому, что в Испании мы проиграли. Нехитрая логика, биологический оптимизм, свойственный молодости. Да, конечно, но и вера, огромная вера в то, что Донбасс может сломить любого соперника.
Тридцать лет понадобилось, чтобы истовое ожидание чуда воплотилось в желанный результат.
Ожидание – это терпение. Это самый трудный бизнес души – работать, рассчитывать, ждать. Когда голая вера, замешанная на детских воспоминаниях, первых восторгах от игры с мячом, первых радостных воплей от забитого мяча, просчете статистики, смаковании подробностей тактики и стратегии и твоей команды, и соперников, ложится на трезвый расчет, понимание того, что капля камень точит, что инвестиции души в чудо сработают. Рано или поздно. Смотря по обстоятельствам.
Самый большой труженик в этом деле – тот поклонник команды, который из годы а год, десятилетия продолжает верить, понимать, прощать…
У «Шахтера» таких поклонников всегда было много. Именно они вместе с командой создавали тот самый шахтерский, донецкий дух футбола, которым живет большой город Донбасс. Который заставляет спортсменов-профессионалов не просто деньги отрабатывать подобно средневековому цеховому ремесленнику, но и вкладывать в свое дело эмоции. Они, эмоции, видны. И ценятся. Тот же самый дух заставляет верных приверженцев команды быть с ней всегда, в радостях и в горе. Это как в семье, среди родных людей. Это отношение патриота к Родине, не больше не меньше. Говорю это совершенно искренне, прекрасно понимая и коммерческую сторону современного спорта, и законы шоу-бизнеса, по которым почти не жил мой «Шахтер» 79-го года, и без которых не обойтись моему «Шахтеру» года нынешнего.
«Оранжево-черных» в советские времена нарекли кубковой командой. Это умение донецкого коллектива (кстати, юридически при СССР он имел статус «физкультурного коллектива шахты им. Горького») собрать в кулак волю и все умение на несколько матчей, на решающую битву, несомненно, идет из глубин русской народной жизни, из менталитета крестьянина-пахаря, которому вдруг в опасную годину приходилось брать оружие и становится воином, чтобы отстоять СВОЕ от хищных набегов кочевников. В огромном юзовско-сталинско-донецком котле за короткое время переплавилось столько судеб вчерашних крестьянских сынов, что это не могло не отложиться в гений места Донецка. Внешне это мало заметно, но все это живет в наших душах, в нашем характере. Это известные вещи, но тем удивительней, что и тридцать лет назад, когда команда складывалась из славян, и сегодня, когда она составлена из людей других народов и рас, сущность остается примерно той же. Только одно добавилось – выносливость. Короткое дыхание боксера сменилось дыханием и выдержкой бегуна-стайера. И это обстоятельство видоизменило футбольный дух Донецка. Я бы сказал, сделало его симпатичней и понятней.
Гордость за город, край, создавших команду, паровым катком прошедшейся по именитым европейским клубам – уверенно и мощно – это сильное чувство. И Кубок, привезенный в столицу угля и стали видится поэтому не просто зримым доказательством силы и таланта и клуба, и всего нашего народа, но и символом будущего. Светлого, конечно, о каком и мечтали мы во времена коммунизма. В какой-то мере благодаря донецкому «Шахтеру» донецкие люди, жители Донбасса наконец поняли, что это такое.
Сильная штука спортивная честь…
Олег ИЗМАЙЛОВ