Виктор Корж: «Провал Украины подтолкнет Платини к отставке»
В бытность Виктора Коржа министром по делам семьи, молодежи и спорта Украина совместно с Польшей выиграла тендер на проведение Евро-2012. Сейчас, год с небольшим спустя, право это у нас могут отобрать. Сам Виктор Петрович, являющийся ныне народным депутатом ВР (фракция ПР), а по совместительству тем же «семейно-спортивным» министром в оппозиционном правительстве, пока в этом вопросе сдержан.
«Разговоры о том, что чемпионат у нас могут отобрать, появились накануне визита в Украину Мишеля Платини (ожидается по завершении нынешнего Евро в Австрии и Швейцарии) и заседания Исполкома УЕФА (намечен на 27 июня), — говорит Виктор Петрович. — Но, думаю, пока опасения преждевременны. Евро у нас никто не заберет. По крайней мере до осени...»
— Ничего себе «успокоили»...
— А и не думал никого успокаивать, более того, мне совсем не понятна позиция тех, кто пытается убедить: с Евро-2012 у нас все хорошо, работа идет по плану и, мол, волноваться особо нечего. Ситуация ведь — критическая!
А то, что УЕФА по возможности будет оттягивать неутешительный вердикт, объясняется просто: в истории проведения чемпионатов мира и Европы еще не было случая, чтобы у хозяев отбирали эти соревнования. Сделать это — создать фантастический прецедент. Это как залп. Скандал и для Украины с Польшей, и для Исполкома УЕФА, и лично для Платини. Он ведь публично должен будет расписаться в своей недальновидности, в непонимании реальных возможностей наших стран и т. д. И это будет на грани того, что Платини вообще подаст в отставку.
Но если у нас по-прежнему все будет стоять на месте, у УЕФА просто не останется выхода. Визит Платини, как я понимаю, будет последним звонком. И если до осени европейские функционеры поймут, что у нас ничего не делается, Евро в Украине не будет.
— Оппозиции свойственно критиковать власть. Но и ваши оппоненты не молчат: говорят, мол, у предшественников тоже времени предостаточно было — с апреля по декабрь прошлого года, но и они ничего не сделали.
— Начнем с того, что мы работали не с 18 апреля, когда Евро в Украине и Польше стал реальностью, но и до того. Я как министр по делам семьи, молодежи и спорта обеспечивал со стороны государства финансовую поддержку тендера. Не все знают, что на это государство выделило 15 млн. грн. То есть большая работа велась уже давно.
С нулевой же отметки и до декабря прошлого года организационные мероприятия, которые были запланированы, — все сделаны. Созданы и оргкомитеты, и координационные советы, структуры управления в регионах. Разработан генеральный план, который был презентован в сентябре прошлого года в Гуте на специальной встрече президентов Украины и Польши. Он получил высокую оценку, всех устроил и был принят за основу. Сегодня о нем почему-то забыли. Составной частью генерального плана были ежегодные планы, которые соответственно тоже были детализированы.
А на сегодняшний день — на середину июня — до сих пор не утвержден даже план на нынешний год, по которому должна была идти работа с 1 января. Кто чем занимается — понять невозможно, да и спросить ни с кого ни за что нельзя.
Сегодня президент говорит о бюджете 2009 г., а мы не имеем изменений и дополнений к бюджету-2008. То есть реально этот генеральный план не финансируется. Точно так же, как не финансируется системно и правильно государственная программа, которая была переформатирована Национальным агентством после нашего правительства.
Я хочу напомнить, что 31 октября прошлого года после трехмесячной работы государственная программа подготовки к Евро-2012 была принята постановлением Кабинета Министров. В ее подготовке принимали участие все регионы и все центральные органы исполнительной власти — всего 32 субъекта. Были проведены общественные слушания и она, в конце концов, была утверждена, получила высокую оценку международных экспертов.
Следует отметить, что один из авторов программы Оксана Слюсаренко, в тот период занимавшая пост заместителя министра экономики, была назначена заместителем председателя Секретариата Президента с функциями куратора подготовки к Евро-2012. Назначение на высокую государственную должность является оценкой ее роли в подготовке данного документа.
Не знаю, почему об этой программе сначала «забыли», а затем, слегка переформатировав, выдали за свою и приняли в феврале текущего года. О чем очень активно говорили Пинзеник и Червоненко.
— Что же они изменили в этой программе?
— Они для решения тех же задач добавили 11,2 млрд. бюджетных денег. И уменьшили на сумму около 10 млрд. количество инвестиций. Добавили частные отели, аэропорты, которые, как я уверен, не будут достроены и реконструированы. Потому что надо ставить перед собой реальные задачи. Надо было хотя бы обеспечить модернизацию аэропортов, которые находятся в принимающих городах, а там учтены и те, что в городах-сателлитах.
Пойдем дальше. Несмотря на требования президента к 1 февраля подать все законопроекты, которые необходимы для сопровождения Евро: на привлечение инвестиций, обеспечение соответствующего климата для решения первоочередных задач, — на сегодня ни одного законопроекта, подготовленного Кабинетом Министров (кроме минфиновского закона о налогообложении в связи с Евро, который вернули на доработку), для рассмотрения народными депутатами Верховной Рады нет. Хотя нашим правительством еще в ноябре прошлого года было определено 10 законопроектов, необходимых для подготовки к чемпионату.
И говоря о нормативных документах, которые сегодня не работают. На снос «Троицкого» президент в своем указе давал месячный срок. Передачу ряда объектов инфраструктуры от одних хозяев — другим. Мы добились подписания этого указа и решений этих вопросов в сложных и тяжелых переговорах с Министерством обороны и всеми заинтересованными лицами.
Речь идет о спортивном комплексе СКА во Львове, который Минобороны должно передать Министерству семьи, молодежи и спорта. А город должен был получить армейский стадион для того, чтобы за счет коммунальных средств сделать его полноценной резервной ареной для проведения Евро. На сегодняшний день это не сделано.
Не передана собственность в Одессе — в коммунальную от Министерства обороны. Та же история — с участком земли при стадионе в Днепропетровске. Возникает вопрос: какие еще полномочия, какие совещания, какие авторитеты нужны, для того, чтобы выполнять эти указы?
И я хотел бы, чтобы озабоченность спикера Яценюка, которую он на днях высказал, материализовалась хотя бы во внесение на голосование Верховной Рады постановления о проведении парламентских слушаний относительно подготовки к Евро-2012, зарегистрированного еще в апреле, но которое по непонятным причинам до сих пор не внесено в порядок дня. С этим требованием к спикеру обратилась группа народных депутатов, в том числе и я.
Также необходимо придать государственной программе по подготовке к Евро-2012 статус закона, то есть общегосударственной программы, которая была запланирована, задекларирована и утверждена на самом высоком уровне. Это необходимо хотя бы потому, что на сегодняшний день из примерно 460 государственных программ, которые есть во всех министерствах по всем отраслям, порядка 200 — 260 вообще не финансируются. И с учетом важности и глобальности этого проекта мы считаем, что только статус закона действительно создаст ему обязательность, первоочередность и будет содействовать его реализации.
И с учетом того, что до визита Мишеля Платини остается две недели, и мы сквозь землю будем проваливаться за свою бездеятельность, я думаю, что-то надо немедленно делать. Я считаю, что пришло время спросить с должностных лиц, ответственных за провал подготовки.
Вот вам вкратце картина: кто что сделал, а кто — только тормозил процесс. Юрий Павленко, придя на свой пост, помнится, пообещал, что в течение месяца сделает больше, чем правительство его предшественников все в полном составе за год. Как мы видим, отметка — ноль и даже минус, учитывая что в новой программе не нашли отражения ряд объектов спортивной инфраструктруры, таких как Национальный антидопинговый центр, Украинский центр спортивной медицины, а также спортивные объекты ведомственных вузов, которые находятся в основных городах проведения Евро-2012.
— Ситуация с НСК «Олимпийский» — одна из главных болевых точек Евро-2012. Помнится, вы, будучи министром, вели переговоры о реконструкции с немецкой фирмой Hochtief. Но в итоге предпочтение было отдано тайваньской Archasia.
— Мы действительно вели работу с Hochtief — одной из трех крупнейших в мире строительных компаний, которая имеет колоссальный опыт возведения стадионов, официально взаимодействует с УЕФА. Заплатили им деньги, прошли все процедуры вплоть до градостроительного совета. И я Христом Богом просил своих последователей: вице-премьера Ивана Васюника, возглавившего наблюдательный совет НСК «Олимпийский», и министра Павленко не ломать эти отношения.
Фирма Hochtief с 1 января готова была приступить к демонтажу НСК «Олимпийский». И брала обязательства в реальные сроки с небольшим опозданием сдать обновленный стадион в эксплуатацию.
В итоге мы получили не нужный никому, на мой взгляд, конкурс. Выиграла его малоизвестная тайваньская компания. Говоря о нестыковке в работе ведомств, я могу сказать, что не была обеспечена взаимосвязь с экспертами УЕФА во время проведения конкурса и его анализа. В результате эта победившая фирма и министерство получили вердикт УЕФА о том, что проект не может быть реализован в силу самых разных причин.
То есть мы на сегодня получили вопиющий факт непрофессионализма, неумения работать и незнания предмета своей деятельности. Министерство обязано было вникнуть глубже в вопросы, которые оно само перед собой поставило, аннулировав всю работу предшественников.
— А как понять отказ от сотрудничества с Hochtief? Банальным «мы пойдем другим путем»?
— Не только. И не может на себя не обратить внимания тот факт, что вопросами проведения конкурса занимался заместитель Юрия Павленко — Сергей Драч, который до работы в министерстве был вице-президентом холдинга «Киевгорстрой». А в составе конкурсной комиссии, по моим подсчетам, минимум семь человек прямо или косвенно связаны с этим холдингом — или работали в нем, или работают, или являются близкими партнерами.
Теперь берем в руки официальный буклет Archasia, поданный на конкурс, — на титульном листе почему-то стоят логотипы «Киевпроекта» и «Киевгорстроя». Очевидно, что это взаимосвязанные вещи — как минимум лоббизм, а как максимум — коррупция.
Но даже если бы к конкурсу не было никаких вопросов и победила бы, скажем так, лучшая в мире фирма, Юрий Павленко все равно не имеет права подписать контракт с ней. Потому что в строке финансирования Министерства по делам семьи, молодежи и спорта нет 300 млн. грн. для начала работ в нынешнем году.
Причем эта сумма была в разработанном правительством Виктора Януковича проекте бюджета-2008, но по неизвестным причинам исчезла, как и многие деньги из других министерств при окончательном формировании документа уже нынешним Кабмином.
А по закону у нас «якщо немає бюджетних призначень, жодна посадова особа фінансові документи підписати не може».
Но, допустим, эти средства каким-то чудом найдутся, министерству надо будет осваивать порядка 70 — 80 млн. грн. в месяц. Теперь представьте НСК «Олимпийский», который находится в центре Киева и к которому на легковой машине чтобы подъехать, надо за полтора часа выезжать. А ведь придется обеспечить демонтаж с вывозом сотен тысяч тонн грузов. А затем — подвозка колоссального количества стройматериалов, в том числе крупногабаритных конструкций и многого другого. Не надо быть большим строителем, чтобы понять, что 70 — 80 млн. грн. в месяц — это большие объемы. И это при полном ограничении по подъездным путям.
Все это «просчитали» эксперты УЕФА и изложили замечания в документах, которые публиковались в вашей газете («2000» №№ от 16.05 и 6.06.2008 г. — Авт.). Но, несмотря на негативную оценку экспертов УЕФА, министр Павленко распоряжается продолжать разработку этого проекта, издав очередной приказ и обязав госпредприятие НСК «Олимпийский» продолжать работу с Archasia.
Вот и думайте, если мы так наплевательски относимся к мнению УЕФА, будет ли она с нами церемониться?
Андрей КОСТЕНКО