Степан Шульга: Киберспорт - это прекрасно, но нужно находить время для физической активности
Его голос хорошо знаком болельщикам, которые регулярно бывали на "Донбасс Арены". Но теперь жизнь Степана Шульги претерпела кардинальных изменений: человек, создававший теплую и незабываемую атмосферу на домашнем стадионе "Шахтера", ныне - исполнительный продюсер компании Starladder и спортсмен, пробежавший 42 километра на недавнем марафоне в Киеве. О закулисье шоу на "Донбасс Арене", популярности киберспорта и 42 километровой дистанции на марафоне Степан рассказал в эксклюзивном интервью terrikon.com.
- Степан, уже 3,5 года вы живете без «Донбасс Арены». Как пережили расставание с тем местом, которое было для вас чуть ли не вторым домом?
- Расставание с чем-то, что было частью твоей жизни на протяжении трех лет, как минимум, и даже более, это всегда тяжело. Тем более, когда с этим местом связаны определенные эмоции, как хорошие, так и не очень. Когда ты поддерживаешь команду и живешь вместе с командой, то ощущаешь стадион как второй дом. Расставание далось мне тяжело. Но время идет. Не только я, но и огромная армия болельщиков клуба, футболистов и сотрудников рассталась с этим местом. Это жизнь, так бывает.
- Как и с чего началась ваша история с «Донбасс Ареной?
- Моя история с «Донбасс Ареной» начиналась на «Олимпийском», когда я только начинал работать с клубом. А если еще глобальнее посмотреть, то со стадиона «Шахтер», куда я приходил еще со своим папой. Так что, можно сказать, что история берет корни еще оттуда. А именно работа началась в 2006-2007 годах. Сначала ближе к клубу, потом рядом с клубом, а потом и на «Донбасс Арене». Несмотря на то, что я делал некоторые вещи именно для клуба, официально я числился на ООО «Донбасс Арена».
- Вы помните свой первый день на «Донбасс Арене»? Какие чувства испытали, когда впервые вошли на стадион?
- Вы знаете, наверное, не помню. Дней этих было очень много. И я помню, когда-то договорился с кем-то из сотрудников клуба, что хочу сделать статью для журнала о том, как строилась арена. Уже было понятно, как выглядит чаша стадиона и как он масштабно будет выглядеть внутри. Вошли мы тогда со стороны будущего «контрол-рума», со стороны Дворца молодежи «Юность». Это была одна из самых высоких точек. Я впервые попал в чашу стадиона и меня это очень впечатлило. Было уже понятно, как выглядит сама чаша, где будет поле, как это все будет немыслимо грандиозно. Вот этот день я хорошо помню, даже дождливую погоду. Самый значимый день для меня… Наверное, когда я впервые услышал Гимн Лиги чемпионов. Динамики всегда находились недалеко от меня, и я всегда вздрагивал, когда слышал эту музыку. Первый домашний матч Лиги чемпионов на стадионе я запомнил очень хорошо. Вот это самое яркое впечатление.
- Какая история вам запомнилась наиболее всего, связанная с «Донбасс Ареной»?
- Когда-то глубокой ночью я помогал президенту и кому-то из тренерского штаба. Что-то из техники не работало, и только я был (из людей более менее знакомых с техникой) на стадионе. Нужно было помочь им подключить DVD, чтобы посмотреть видео игры кого-то из новых футболистов. Я не могу сказать, кого, но это было уже за полночь.
А еще очень интересный опыт был проведения Евро-2012. Это очень большое количество знаний, опыта. Когда мы формировали телевизионную инфраструктуру, было интересно посмотреть и пощупать, как это все работает.
- Евро-2012 был очень большое и масштабное событие. Вы до него и после – абсолютно разные люди в плане профессиональных качеств?
- Да, однозначно. Я не особо принимал участие в организации именно ЕВРО 2012, но объем знаний прилично увеличился. Могу сказать, что ощущение большого спорта было колоссальным. У нас принято эти вещи называть «international ivent». Международное событие. Объект – это часть огромного события. Также, как и матчи Лиги чемпионов или Лиги Европы. Для меня это всегда было каким-то особенным событием.
- «Донбасс-Арена» в 2009 году принимала Бейонсе на открытии, в 2011-м – Рианну на 75-летии ФК «Шахтер». Что из этих двух событий далось вам сложнее всего?
- Есть огромное количество людей, которые трудились над созданием одного и другого мероприятия и знают об этом все. Гораздо лучше вам расскажет Константин Киркарян, он больше был погружен в эту тему, полностью жил этими событиями. Для меня же, гораздо больше эмоций было на 75-летии «Шахтера», а в 2009-м открытие было просто сложнее, потому что вместе со стадионом открывалось сразу все. Все было в первый раз. Дело не в Бейонсе, а в том, что это было более значимо для всей страны. Соответственно, масштаб осознания важности этого события был другим. А вот 75-летие ФК «Шахтер» это был праздник именно клуба, то есть, менее глобальное по значимости событие в масштабах страны, но очень близкое для меня лично. Это два принципиально разных мероприятия, которые проходили на территории одной и той же арены. А вот открытие стадиона – это новая страничка в истории того самого клуба. Я точно помню, что занимались этим всем приглашенные специалисты и я только сейчас осознаю, что они были лучшими в мире. Марко Балич, который был продюсером той компании, сейчас возглавялет такую компанию как Balich World Shows и абсолютно случайно, в Ашхабаде, пару недель назад я встретил ребят, которые участвовали в обоих мероприятиях на «Донбасс Арене». Они тогда сотрудничали с той итальянской компанией и так хорошо себя показали, что их забрали на работу, где они трудятся и по сей день. В их компетенции входит – производство впечатляющих спортивных шоу во всем мире. И сейчас понимаешь, что все было не зря, оба этих события были прекрасными.
- Помнится, в перерывах матчей на «Донбасс Арене» часто проводилась акция, в рамках которой молодые люди публично делали предложение руки и сердца своей второй половине. Сколько таких союзов вышло из-под вашего, так сказать, благословения?
- Честно говоря, не могу посчитать. Тогда мы пытались придумать и заимствовать максимальное количество разных событий, которые могли бы происходить на стадионе, кроме самого матча. Допустим, те же «Kiss Cam» и «Action Cam» довольно распространенная фишка в американском спортивном бродкасте и уже давно. Основной нашей задачей было дать людям возможность максимально комфортно чувствовать себя на стадионе. И это были люди разных категорий. Кого-то интересовал исключительно футбол, кого-то – живое общение. Они все – часть футбольного матча, который должен быть всегда очень большим событием. Оно должно быть событием, которое а) комфортное; б) запоминается; в) стадион - тем местом, куда тебе обязательно хочется вернуться. Просто прийти вне зависимости от того, футбольный матч это, концерт или еще что-то. И когда мы увидели, что есть какая-то реакция от самых простых вещей (например, показали кого-то на большом экране в перерыве) или от какой-то акции. Кстати, помню, как один человек два раза попал с 11-метровой отметки в перекладину и выиграл невероятное количество бензина от компании «Параллель».
Когда все эти вещи находили у аудитории отклик, мы просто ощущали радость, и видели хорошие показатели по посещаемости. В клубе, работа была построена так, чтобы создать "ощущение смысла", которое дает сильнейшую групповую мотивацию. Наша работа делалась для того, чтобы людям комфортно было смотреть матч. Все верили в это, и приходили на работу, думая о том, что болельщикам будет комфортьно смотреть футбол, это зависит от меня, это зависит от него, это зависит от нес. Это давало очень сильную мотивацию, которая порождала результат. Да, можно бесконечно спорить, что какие-то деньги специально выделял президент. Но деньги далеко не всегда решают все. Есть пример нового стадиона в Санкт-Петербурге. Я всегда на него смотрю с легкой улыбкой, потому что знаю, как и за какие сроки строят великолепный стадион и за какие деньги. И когда говорят о масштабах, что это построено за девять лет, кроме ироничной улыбки ничего возникать не может. Хотя я искренне желаю всем болельщикам "Зенита" удачи и прекрасных эмоций на их стадионе.
- Вспомните свой последний визит на стадион. Когда это было?
- Декабрь 2013-го года. Это было корпоративное мероприятие.
- Весной 2014-го вас уже на стадионе не было?
- Нет. Я получил предложение по работе и переехал в Киев в январе 2014 года.
- Как проходил ваш переезд? Сложно было адаптироваться?
- Мне предложили вернуться в сферу, которая мне всегда нравилась, которой я посвятил немалую часть своей юности. У меня много друзей в Киеве было на тот момент. Сфера, в которой я занят, очень живая и интернациональная. Ты живешь не виртуальной жизнью, но много времени проводишь в интернете. В общем, не скажу, что адаптировался моментально, но нормально.
- Известный факт, что у вас достаточно интересная работа, в сфере киберспорта, который набирает сумасшедшую популярность. В чем его секрет?
- Я играю в одну компьютерную игру с 1999 года...
- Это Counter-Strike?
- Да, верно. Вот к примеру, прямо в эту минуту, я пытаюсь разобраться с этой «классикой» и каким-то образом перераспределить приглашения на нашем турнире в Китае для украинской команды, у которой сейчас проблемы. Такая работа. В чем секрет киберспорта? Ну а в чем секрет популярности футбола? Где-то в конце 70-х годов его начали очень хорошо показывать. С помощью телевидения. Самый рассвет трансляций футбола, для меня, это конец 90-х. Тогда успехи «Аякса» и «Милана», как это ни странно, были великолепно показаны телевидением, как некое шоу. Просмотр стал комфортным не только на стадионе, где несомненно круто находиться, а и где-то дома или в других комфортных условиях. Это дало возможность стать футболу спортом номер один на планете.
Если вы посмотрите на современный мир, в целом, то есть такое слово «переизобретать». Или же, адаптировать. Вот люди адаптировали службы такси под новые реалии. Переизобрели отельный бизнес, предложив разные приложения. Вот киберспорт повторяет то, что связано с традиционной моделью спорта. Интерес к нему связан с тем, что пропускная способность сети Интернет растет процентов на 20 в год. Цифровой мир все больше становится невероятно актуальным и быстрым. Смысл в том, что сейчас в мире огромное количество людей, которые не только в детстве пинали мяч во дворе, но и играли в компьютерные игры. А сейчас они могут смотреть трансляции по этой или похожей компьютерной игре и им это дико нравится. А это формирует индустрию. Это ни в коем случае, не вытеснит или не заменит традиционный спорт вообще, но сильно потеснит его в медиа-пространства.
- Удается ли вам оставаться в футболе после таких кардинальных перемен в жизни?
- Нет. Последний матч, который я смотрел, это был последний финал Лиги чемпионов. Смотреть футбол для меня эмоционально тяжело.
- Связывали ли вас какие-то дружеские отношения с футболистами «Шахтера»?
- Не могу сказать, что дружеские, скорее, товарищеские. На уровне поздороваться, поддержать беседу, о чем-то поговорить.
- Со всеми игроками?
- Нет, конечно. Мог перекинуться парой слов с Андреем Пятовым, Алексеем Гаем, Ярославом Ракицким, Дмитрием Чигринским. Был еще такой человек, как Игор Дуляй, очень приветливый человек. В плане воспитания и поведения это очень показательный пример. Я бы хотел, чтобы все спортсмены и все мужчины были похожи на Игора Дуляя. Он очень интересный человек. Дарио Срна, Генрих Мхитарян – тоже в числе тех, с кем я общался, но на уровне того, что мы оба понимали, что делаем общее дело.
- Какое медийное мероприятие с участием игроков «Шахтера» вы считаете самой успешной?
- Мне нравились активности, которые выстраивали определенное будущее. Я имею в виду работу с детьми, которую отдел маркетинга начинал. Был клуб «Оранжевые шнурки». Мне это очень нравилось. Поговорка про «готовь сани летом» очень актуальна во всех сферах. Мне нравилось, что футболисты находят время не только для спортивных журналов, промо, «Найка», чего-то еще, но и на деток.
- Не так давно вы пробежали марафон в Киеве. Как вы пришли к тому, что решились на это и как долго готовились?
- Полгода я готовился. Пробежал 42 километра и 195 метров. Наверно это опыт нахождения в традиционном спорте и в системе его работы сыграл свою роль. Когда видишь это изнутри, так или иначе, начинаешь понимать как это работает. И теперь я стараюсь это как то переносить в киберспорт. У меня много товарищей, которые являются тренерами, аналитиками, управляющими киберспортивных команд. Я всегда пытаюсь доказать, что без системной физической нагрузки (пусть и самой легкой) и без выстроенной системы питания, как бы это глупо не звучало для киберспорта, не будет результата, и не будет качественной подготовки. Таким образом я пытаюсь обратить внимание ребят на то, что киберспорт это прекрасно и интересно, но в своей жизни нужно находить место для регулярной физической активности. Наши трансляции в интернете, смотрят сотни тысяч людей, очень внушительные цифры, можно сказать, мой личный пример для всех ребят, кто любит компьютерные игры - находите время для спорта. В этом нет ничего плохого, а только хорошее. Это моя личная жизненная позиция, и скорее всего, мне просто повезло, встретить хороших людей, которые помогли мне понять, что такое любительский спорт, ведь я любитель, люблю бегать вот и бегаю.
- Верите ли вы, что однажды вернетесь на «Донбасс Арену»?
- Я думаю, что не только я, но и огромное количество людей об этом мечтают и думают. Я надеюсь, что когда-нибудь это станет возможным.
Даниил Вереитин, terrikon.com