Андоне: "По стилю игры Луческу можно сравнить с Педро из "Барсы"
Тренеру "Шахтера" Луческу об игроцких годах напоминает не только шесть чемпионств в составе "Динамо" Бухарест - на чемпионате мира-70 в Мексике он обменялся футболками с самим Пеле! Румыны тогда обыграли Чехословакию 2:1, но проиграли Англии 0:1 и Бразилии 2:3. Майка Короля футбола по сей день хранится у Луческу, он ее даже не стирал. Но в прошлом году Мирча признался, что однажды таки расстанется с ней - передаст в музей.
Румын Иоан Андоне, игравший с Луческу в команде "Корвинул" (Хунедоара), рассказал: "Луческу был правым нападающим. Он не был быстрым. Но был потрясающим мастером последнего паса. Например, его партнером в бухарестском "Динамо" был Дуду Джорджеску - дважды обладатель Золотой бутсы. Так вот каждый год он забивал по 20 мячей с передач Луческу. По стилю игры я бы сравнил Мирчу с выступающим сейчас за "Барсу" Педро.
Что касается вспыльчивости в отношениях с арбитрами, то таким он был и как игрок. "Вы ошиблись! Не было штрафного!" - давил он на рефери. Почему он это делал? Потому что умный. Судьи уважали Луческу, ведь он был капитаном сборной, раза два показали ему желтую карточку - не больше".
Как и все послевоенные дети, Мирча начал играть на улице. Набивали мусором носок и босиком пинали этот "мяч" до вечера - ногтей на ногах у маленького Луче и его друзей не было. Но у футбола в жизни нынешнего коуча "Шахтера" был конкурент - он очень любил точные науки, особенно химию. Анекдот "были у отца два сына: один умный, другой - футболист" - не про Луческу, который своими силами поступил на факультет внешней экономики, выпускники которого работали в посольствах по всему миру. Без отрыва от учебы Мирча стал первым в Румынии футболистом, добившимся вызова в сборную из команды второго дивизиона - студенческой "Политехники". Еще языки учить успевал. Овладел португальским, английским, французским, итальянским и испанским.
"Будучи играющим тренером "Корвинула", он говорил нам: "Лучше сходите не в ресторан, а в театр, музей, прочитайте книгу". Он всех нас заставил поступить в институт металлургии на инженеров, а после пар был нам за шофера - отвозил на машине на тренировки, - говорит Андоне. - Обращались к нему Ня Мирча (Nea Mircea) - дон Мирча. Он учил нас на своем примере. Рассказывал, что когда-то слабо играл левой. И чтобы исправить ситуацию, в общежитии прятался в душевой и стучал мячом о стену левой ногой".
Играя в "Корвинуле", Луческу параллельно делал программу на радио, где крутил музыку и рассказывал о футболе, писал спортивную колонку в газете "Путь к социализму", а также сочинил текст клубного гимна. В 81-м, за год до окончания карьеры игрока, в анкете для получения зарубежной визы он о себе указал: работает главным экономистом комбината по обогащению железной руды в Хунедоаре (хотя там он на самом деле только числился), член КПР, майор МВД (получил звание за выступление в милицейской команде "Динамо"), из имущества - авто "Дачия"-1300, особые приметы - рост 176 см, черные волосы, карие глаза и смуглое лицо.
Кстати, в 70-х его звали французские "Бордо" и "Лорьен". Но власти Румынии не отпустили. Покорять Европу Мирча отправился уже как тренер.