Уваров: "Лобановский спрашивал: не боюсь ли я играть?"
В «лихие» 90-е Александр Уваров был кумиром мальчишек. Гримаса судьбы – бывший вратарь сборной СССР и московского «Динамо» (команда грозных КГБ и МВД!) Александр Уваров первым из спортсменов не евреев получил гражданство Израиля. Стал трехкратным чемпионом этой страны, а вскоре стал тренировать вратарей сборной этого государства.
– Александр Викторович, вопрос «для разогрева»: как вы стали вратарем?
– Первый раз пришел записываться в футбольную секцию в совсем юном возрасте, и меня не взяли. Занимался конькобежным спортом. Когда чуть подрос, нас, желающих всерьез заниматься футболом в секции, человек 80 набралось. Как обычно, большинство хотели играть нападающими, меньшая часть – защитниками, а меня, к радости тренера, тянуло в «раму». С детства любил прыгать за мячом, отражать удары.
– Кроме футбола и коньков, какими видами спорта увлекались?
– Очень многими: баскетболом, волейболом, лыжным спортом, хоккеем... Все это способствовало неплохому физическому развитию.
– Кстати, хоккейным вратарем могли бы стать?
– Пожалуй, нет. Боялся шайбы.
– В московское «Динамо» когда попали?
– В 16 лет. Селекционер бело-голубых по юношам Юрий Кузнецов пригласил меня поучаствовать в тренировке вместе со сверстниками-динамовцами. Видимо, я пришелся ко двору, ибо после занятия в тот же день меня взяли поиграть и с дублем – в спартаковский манеж. Я был в шоке! На улице минус 20, а я в таких классных, тепличных условиях. Домой, правда, вернулся поздно – в 1:30 ночи, родители так и не ложились спать, переживали. После этого два раза в неделю ездил из Орехово-Зуево в Москву на тренировки. Плюс игра по воскресеньям на первенство Москвы среди детско-юношеских спортивных школ. С 19 лет начал выступать за дубль «Динамо».
– В 1981 году вы стали вторым вратарем главной команды вслед за Николаем Гонтарем. Все шло к тому, что пост № 1 доверят именно вам…
– Верно. Однако все вдруг пошло по другому сценарию: в 1983-м поехали мы с женой отдыхать в Ялту, и тут звонок. Мой друг Володя Капустин сообщает новость: «Ты знаешь, в команду взяли Алексея Прудникова из «Спартака»». И я вновь остался вторым.
– Через шесть лет команду принял Бышовец, и поначалу для вас опять ничего не изменилось.
– Да, в преддверии Олимпиады-88 Анатолий Федорович пригласил в команду Дмитрия Харина, которого готовил к Сеулу. Честно говоря, игра Димы Харина в тот момент не впечатляла. Но главный тренер упорно ставил Харина. Тогда мы с Лешей Прудниковым пришли к Бышовцу с заявлениями об уходе. К тому времени у меня были приглашения из минского и тбилисского «Динамо», ереванского «Арарата»… Алексея тренер освободил за две минуты. Захожу к Бышовцу я: «Вот заявление, отпустите». Анатолий Федорович был против. Предупредил: «Саша, не забывай, ты старший лейтенант, у тебя нет шансов уйти».
– И все же, несмотря на то, что Дмитрий Харин стал олимпийским чемпионом, ваш дебют в основе «Динамо» состоялся в том же 1988 году.
– Мне уже 28 лет исполнилось. В Баку предстоял матч с «Нефтчи». Дима заболел и не поехал в столицу Азербайджана. Между прочим, обе команды находились в зоне вылета, так что ажиотаж вокруг матча был еще тот. Тогда нам удалось выиграть.
– О том матче всякое довелось слышать…
– До меня тоже доходили слухи, мол: «Не тому деньги дали…» Не знаю. А потом мы и «Зенит» в Ленинграде победили с тем же счетом – 1:0. Так я стал первым номером «Динамо».
– Утверждаю как очевидец – ваша игра выглядела очень достойной. Вскоре вас пригласили в сборную СССР, в составе которой вы дебютировали на чемпионате мира-90. Не вспомните, как это было?
– Ехал на ЧМ третьим вратарем. Первым был Ринат Дасаев, вторым Виктор Чанов. Стартовый матч группы мы проиграли румынам 0:2, стоял в той игре Дасаев. Следующая игра предстояла с Аргентиной в Неаполе – городе, где Марадона был футбольным богом. За четыре часа до начала матча Юрий Морозов вызывает меня на тренерский совет. За длинным столом сидели Никита Симонян, Валерий Лобановский, Юрий Морозов, Сергей Мосягин. Валерий Васильевич ко мне: «Не боишься сегодня сыграть?» – «А чего бояться?!» – отвечаю. А сам про себя думаю: «Мне 30. Это мой последний шанс». Лобановский продолжает: «Нет, Саша, ты подумай. Не торопись. Трибуны будут полные, болеть знаешь, за кого все будут. Почему спрашиваю? До тебя один пришел и сказал, что у него все болит, а вчера все у него было в порядке. Наверное, домой его отправим». Я на своем стою: «У меня ничего не болит. Готов играть!»
– Александр Викторович, а как вы оказались в Тель-Авиве, в местном «Маккаби»?
– Летом 1991 года за мной в Москву специально приезжал главный тренер «Маккаби» Авраам Грант (бывший наставник «Челси». – Авт.). Я не смог ему отказать.
– Какие матчи за карьеру вам особенно запомнились?
– Как ни странно, те, которые отыграл плохо. После каждого из них анализировал допущенные ошибки, делал выводы. Этого требую сегодня и от тех, с кем работаю.
– В жизни любого вратаря случаются курьезные голы…
– И у меня их хватало. Как-то в манеже ЦСКА под мышкой мяч пропустил. А в Тель-Авиве в ответственной игре на глазах сорока тысяч зрителей и счете 2:2 между ног умудрился пустить «пенку».
– Сами забивали иногда? Пенальти пробивали?
– Только на дворовом уровне. Считал, что это некорректно по отношению к своим коллегам – полевым игрокам, настоящим бомбардирам.
– Могли бы назвать самых надежных защитников вашего времени?
– Легко! Александр Бубнов, Сергей Никулин, Александр Новиков… Их все нападающие боялись. Еще, пожалуй, Толя Паров, Александр Маховиков и Олег Долматов.
– Скажите честно, были в 80-е годы договорные матчи в чемпионате СССР?
– Были. Но большего вам не скажу. Не пытайте.
– По-вашему мнению, кто сейчас вратарь № 1 в России?
– Выбор небольшой: Акинфеев, Габулов, Малафеев.
– А что скажете о Шунине?
– Антон перспективный вратарь, должен заиграть, но ему надо еще обстреляться, набраться опыта.
– Правда, что вы были первым не евреем из футболистов, кому дали израильское гражданство?
– Правда.
– А если бы вам предложили работу в России?
– Подумал бы.
– Известно, что вы дружили с прекрасным футболистом, чемпионом и обладателем Кубка СССР Николаем Кудрицким, погибшим в автокатастрофе в Израиле...
– Так получилось, что я, наверное, последним был, кто видел Колю перед смертью, царство ему небесное. Это был интересный человек, с тонким чувством юмора. Вспоминаю случай. Как-то звонит Николай и просит меня срочно приехать к нему домой. С огромным трудом припарковал машину, захожу. Коля зовет меня в ванную комнату, где ванна доверху наполнена водой, и спрашивает: «Саша, посмотри на мой новый поплавок. Он тебе нравится?»
– Что за специалисты работают в детско-юношеском футболе Израиля?
– Из-за маленькой зарплаты для многих это вторая работа, почти хобби. Притом у каждого должна быть специальная лицензия, без нее к работе с детьми не допустят. В Израиле часто проводятся семинары с участием зарубежных тренеров.
– На земле обетованной вы стали по-иному относиться к религии?
– Хоть я и крещеный, никогда не был религиозным человеком. Единственный праздник, когда хожу в церковь, – христианская Пасха.
– Ваше отношение к женскому футболу? Дочку отдали бы в него?
– Нормальное отношение. Сейчас в этом виде спорта много симпатичных девушек, а раньше они все больше на мужиков были похожи. Что касается дочери, то Олеся занималась баскетболом по настоянию одного из израильских тренеров, возможно, из-за ее высокого роста, но всего пару недель. Потом всякий интерес к спорту потеряла.
– Где красивее женщины – в России или Израиле?
– Однозначно, в России.
– Где встретили будущую супругу?
– С Любой познакомился в 1977 году в поселке Ванино под Егорьевском на обязательных в те годы для студентов сельхозработах. Через четыре года поженились. Нашей дочке 27 лет. В Израиле родился сын Женя, ему 15.
– Женя футболом занимается?
– Женя – крайний полузащитник в детской команде, иногда играет нападающего. Но сомневаюсь, что сын станет великим футболистом.
– Александр Викторович, если бы не футбол, то... Что?
– Не знаю, жил бы я сейчас на белом свете или нет. В районе, где прошла моя молодость, – ребят, с которыми дружил, уже многих нет: кто-то умер от злоупотребления спиртным, а кого-то убили в драках...
Справка:
УВАРОВ Александр Викторович.
День рождения: 13 января 1960 года.
Место рождения: г. Орехово-Зуево.
Мастер спорта международного класса.
Рост: 190 см, амплуа: вратарь.
Воспитанник школы: «Знамя труда» (Орехово-Зуево) и «Динамо» (Москва). Выступал за команды:
«Динамо» (Москва) – 1979–1991, «Маккаби» (Тель-Авив) – 1991–1996. Спортивные достижения: обладатель Кубка СССР-1984, 3-й призер чемпионата СССР-1990, в списке «33-х» – № 1 (1990), чемпион Израиля – 1992, 1995, 1996.
Признан лучшим футболистом Израиля-1996.
За сборную СССР провел 11 матчей, участник ЧМ-90 в Италии.
Леонид МИХАЙЛОВ