Мирча Луческу: "Я и Фергюсон бессмертны!"
"Мирча Луческу заявил, что никогда не уйдет! Так же, как и тренер "Манчестер Юнайтед", - этой фразой начинается материал румынского журналиста Теодора Жумэтаце в популярной газете "Gazeta sporturilor".
Интервью, данное Алексом Фергюсоном "The Independent", немедленно привело наши мысли к румынскому тренеру. Самому известному в мире. Мирча Луческу близок по возрасту с наставником "Манчестер Юнайтед". Ему 65 лет, а Сэру Алексу – 69. Стиль Луческу похож на стиль маэстро с "Олд Траффорд". Оба они целенаправленные творцы команд, обладающие удивительным познанием феномена футбол. Идеи Фергюсона идентичны идеям Луческу.
"Я нахожу себя в том, что говорит Алекс Фергюсон. Он гордится тем, что сделал. И я горжусь тем, что сделал".
Мистера из "Шахтера", который прорывается к 5 чемпионскому титулу в 7 сезонах в Донецке и к историческому для оранжевых "горняков" выходу в 1/8 Кубка чемпионов, можно найти в словах Сэра Алекса.
- Господин Луческу, Алекс Фергюсон говорит: "Это звучит парадоксально, но я уже слишком стар, чтобы отступить!".
- Он совершенно прав. Тот, кто прожил на газоне целую жизнь, слишком стар, чтобы уйти из футбола. Бобби Робсон, например, отказался от этого на время, а потом, очутившись в супермаркете, подумал: "Что я здесь ищу!?". И вернулся. Хотя и был болен...
- И все-таки...
- Действительно, невозможно остановиться. Не стоит говорить, что мечтаешь уйти в какой-то момент... Ты этого не можешь, просто не можешь. Тебе не нужна тишина и покой! Ты нуждаешься во всем том, что дает футбол. В напряжении, эмоциях, адреналине... Мы, тренеры, живем в два раза интенсивнее обычных людей. Наши эмоции можно сравнить с эмоциями, которые ощущаешь на корриде!
- Фергюсон еще сказал: "Если отберете у меня футбол, считайте, что вы покончили со мной". А вы?
- Я ни в коем случае не уйду из футбола! Никогда! Что мне тогда делать? Футбол является моей жизнью и поддерживает меня живым. Я бы ушел, если бы почувствовал себя бесполезным, если бы почувствовал, что люди меня порицают...
"И Фергюсон, и я сменили целые поколения. В наших карьерах мы зависели не от одного игрока, но от нашего отношения к профессии. Мы никогда ее не обманывали".
- И каково это, когда говорят об уходе в апогее славы?
- Это только слова. Ни один тренер не смог бы сделать этого. Тренеры подобны актерам. Они не уходят. Я совершенно не хочу стать как Бриджит Бардо, не хочу выгуливать собачек...
- Все-таки вы думали о своем последнем матче?
- Ни секунды! Даже в самые сложные моменты.
- Даже тогда, когда были проблемы со здоровьем?
- Проблемы со здоровьем? Я даже не знал, что таковые существуют, они были только шуткой, я не обращал на них внимания. Я и Фергюсон - бессмертны! Никогда не думал, что эта несчастная артерия может забиться... Футбол означает жизнь максимально сконцентрированную. Нет времени для собственного тела, ты даже не чувствуешь его, не обращаешь на него внимания. Мгновения на газоне необыкновенно интенсивны. На игре сосредоточено все, и нет времени для перерывов.
"Тренер не может зарядиться во сне"
- Но вы забыли о Джоке Стейне, наставнике Фергюсона, который умер на поле.
- Это самое красивое событие, которое может случиться с тренером. Я бы хотел умереть на поле. Это означает, что ты прошел абсолютно через все в жизни - там, в самом эпицентре битвы.
- Труднее быть тренером, чем игроком?
- Тренер тотально живет в футболе. Игрок нуждается в отдыхе, он физически устает, спит и встает свежим. Но тренер истощается психически, он и есть тот человек, который должен постоянно заряжать команду.
- И как он может превзойти моменты истощения?
- Как? Зависит от его способности найти что-то другое, чтобы "отключиться"... Литература, музыка, политика, социальная деятельность... Тренер не может "зарядиться" во сне.
"Ни один шеф не потребовал от меня объяснений"
Алекс Фергюсон в очень хороших отношениях с руководством "Манчестер Юнайтед". "У меня отличные отношения с шефами. Они никогда не звонят мне", - заявил весело тренер "Красных дьяволов". Луческу рассмеялся, когда услышал слова Фергюсона: "Он всегда имел руководителей соответствующего уровня, которые понимают, что такое здравый смысл, профессионализм… Поэтому они и не звонят! Но еще и потому, что уважают его колоссально. К счастью, и со мной было так же: и с Ахметовым, и с Моратти, и с Кориони, и с Копошем... И мне никто не звонил… Вы понимаете, что речь идет не о звонках по случаю поздравлений ... Ни один шеф не потребовал от меня объяснений. Они уважали меня настолько, что не позволяли себе поставить когда-нибудь меня в угол".
"У нас как-то по-другому"
Тот же Сэр Алекс говорил: "Нет никого важнее тренера в команде!". И Луческу-старший одобряет его: "Полностью согласен. Все должны быть в распоряжении тренера". А потом добавляет: "У нас в Румынии по-другому. Руководители хотят быть исполнителями главной роли, и это ненормально.Они ищут популярности, которая вредит результатам".
"Отказался от ценных футболистов"
У Фергюсона главная забота: "Контроль. Если игрок ставит под угрозу "раздевалку", тогда он должен уйти!". И Мирча Луческу встречал таких людей-проблем: "Я отказывался от очень ценных футболистов... Мы проиграли чемпионат с "Шахтером" из-за такого игрока. Он ушел, и после этого мы выиграли Кубок УЕФА".
В этом же номере "Gazeta sporturilor" помещена авторская колонка Овидия Ионицойи, посвященная Мирче Луческу.
Старейшина
Поредели ряды его оппонентов. Даже самые яростные болельщики "Стяуа", которые всегда воспринимали его как смертельного врага, начали его ценить и уважать. Даже они не могут думать по-другому, так как тренер, о котором я пишу, сделал свое имя общеизвестным. Оно даже стало БРЭНДОМ.
Наделенный многими качествами, он имеет и недостатки, но кто их не имеет? Иногда защищает проигранные дела, иной раз кажется высокомерным или даже является таковым. Впрочем, его значимость предоставляет ему право на все это, он заслужил звание нашего тренера № 1 последних десятилетий, звание ЛИДЕРА.
И это учитывая тот факт, что никто не смог удержаться так много времени на самом высоком уровне континентального футбола и не добился стольких достижений, включая завоевание Кубка УЕФА в 2009 году. Вот поэтому его можно понять, когда он ностальгически утверждает, что он открыл всех самых великих игроков, что он продвигал их и запустил на орбиту славы! Большинство из них - да, но не всех. Слыша его, мы обязательно должны вспомнить, что, несмотря на славу и богатство, он не забыл, откуда начинал, и поступал соответственно. В отличие от других, ОН ГОРДИЛСЯ, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ РУМЫНОМ, И ГОРДИТСЯ СЕЙЧАС.
Следовательно, означает, что его беспокоят неприятности соотечественников. Он предоставляет ежегодные стипендии БЕДНЫМ УЧЕНИКАМ, поддерживает постоянно бывших членов клуба и сборной. Не требуя ничего взамен: помог одному купить дом, другому заменить машину, третьему заплатить за операцию и т.д. Вы скажете, что у него было откуда взять, что "водится в озере рыба". Но только другие имеют больше, но не вынимают из кармана ни одного лея!
Я бы не возвратился к персонажу, если бы не видел его во вторник вечером и не был впечатлен его РЕАКЦИЕЙ. Его команда играла в Белграде, в Лиге чемпионов и, чтобы обеспечить себе присутствие в европейской весне после 6 неудачных попыток, должна была выиграть или, в худшем случае, взять одно очко. Команда доминировала, но гол заставлял себя ждать. "Пришел" мяч только на 52 минуте, открыв путь к комфортабельному успеху в 3:0. Как и в Браге.
Сразу же после гола телевизионная камера показала румынского тренера, и это изображение, повторяю, впечатлило меня. Другой бы на его месте вскочил от счастья и стал бы обниматься с сидящими на скамье. Невероятно, он не выразил себя никаким образом. Съежившийся в куртке, которая покрывала его ноги, он не сделал ни одного жеста. Остался невозмутимым, ДАЖЕ НЕ УЛЫБНУЛСЯ. Но лицо его стало светлее, как будто огромное отражение вылило на него поток света. И все.
Я не сомневаюсь, что вы узнали человека, портрет которого показан выше. Он супруг Нелли, отец Развана, дед Марилу и Матея, ВЕЛИКИЙ Луческу. Старейшина Луческу, тренер донецкого "Шахтера".