Олег Блохин: "Хочу продлить контракт со сборной на четыре года"
— Олег Владимирович, как вам жеребьевка отбора на ЧМ-2010?
— Если нам так пофартит, что в последнем туре мы сыграем с Андоррой, а англичане — с хорватами, то я не против. А чего мы смеемся? Так же решалась судьба отбора для россиян? Они выиграли у Андорры, а хорваты — на выезде у англичан. Мы поменялись с Россией группами. Хотя — не совсем. Израиля ведь в нашей группе нет (смеется)... Когда россияне проиграли Израилю, уже никто не верил, что они пройдут. Но они вернулись из грязи в князи. Это — чистое везение. Если же вам интересно мое мнение по Англии, то ее проблема была не в игроках, а в тренере, который игроков подбирал.
С соперниками по отбору на ЧМ можно спокойно бороться, причем вполне достойно. Главное — не повторить прежних ошибок. Нельзя сбрасывать со счетов "маленькие" команды: Беларусь, Казахстан, Андорру. В отборе к Евро мы не взяли на выезде очки, которые должны были брать. Если с Литвой это уже было неважно, то в Грузии... Это была недоработка тренерского штаба. Не настроили ребят, посчитали, что малой кровью грузин обыграем, а потом будем настраиваться на Италию.
— Какой была ваша первая реакция, когда Карембе отправил к нам в группу Хорватию и Англию?
— Как и многие, начал смеяться. Всегда у нас на жеребьевке были посильнее соперники, чем у России. А тут — те же, что у нее в прошлом отборе. Спасибо Балю, который летал на жеребьевку. Но надо понимать, что по ходу решения турнирных задач в сборной должна произойти перестройка, должна влиться молодежь. Самая большая проблема — защита. Мы так и не смогли найти оптимального сочетания центрбеков и если в отборе на ЧМ-2006 держали ворота на замке, то тут почти в каждом матче пропускали. В целом, новый отбор нужно рассматривать как хороший плацдарм к Евро-2012.
— Насколько совместимы задачи обновления команды и выхода на ЧМ?
— Был бы я магом, я бы сказал. Посмотрим...
— Вы для себя уже решили — остаетесь в сборной?
— Я не устал от сборной, как утверждают некоторые СМИ. Я же не играю 90 минут.
Но для начала должен состояться разговор с президентом ФФУ Григорием Суркисом. Не буду скрывать, есть предложения. Я буду их рассматривать. Но приоритет номер один для меня — сборная, и первый разговор будет с Суркисом, возможно, он состоится уже сегодня-завтра. Но в любом случае, вопрос о моей дальнейшей судьбе решится к концу ноября.
Во-вторых, мне надо поговорить со своими помощниками. Короля делает свита. Мои ассистенты проделали колоссальную работу. А я еще не говорил ни с Балем, ни с Кузнецовым, ни с Альтманом.
— Какие условия вы поставите Суркису?
— У меня будет единственное пожелание: если продлевать контракт, то на четыре года. Как воспримет это пожелание Григорий Михайлович, посмотрим.
Я признаю: мы провалили отбор на Евро. Многие обвиняют тренерский состав в потере мотивации, но во многих играх футболисты выкладывались не так, как раньше. Честь майки останется на первом месте. Но сейчас это уже не действует. Значит, должны прийти молодые и голодные. Это болезненный процесс, который будет происходить по ходу отбора. Пресса призывает нас ввести в состав Лепу, Кравченко, Допилку, но то, что они играют в ЧУ, еще не значит, что они заиграют в сборной. Одни имена — Франция, Италия — иногда действуют на игроков так, что их нельзя вывести из этого состояния... Тот же Гладкий в матчах с Фарерами и Шотландией был не таким, как в чемпионате. Поэтому и Луческу не ставит его в ЛЧ. Я признаю, все эти ребята — таланты. Но они должны развиваться.
— Если Суркис поставит условие: в случае невыхода на ЧМ контракт разрывается?
— Подождите-подождите. Я предварительно сказал, о чем мы будем говорить. А как все решится, скажем вам по итогу.
— Какие у вас сейчас отношения с клубами, где выступают сборники?
— Нормальные. Есть только одно "но". Порой игроки оказываются травмированными только на матчи сборной. Поэтому мы всех теперь будем вызывать на базу и тут обследовать. Подготовка сборной на ближайший год уже расписана. 6 февраля — спарринг с Кипром, 23 мая — Голландией, 26 марта — Турцией, 28 августа, видимо, с Польшей и 19 ноября, скорее всего, с греками. Исходя из того, что мы перед отбором на ЧМ-2006 все спарринги проиграли, нам и эти матчи надо проиграть, чтобы выйти и на мундиаль (смеется).
— Когда вам было труднее — когда только возглавили сборную или сейчас?
— Тогда было труднее, не было костяка. Сейчас сложность в другом — делать перестройку по ходу отбора, вводить молодые силы и, самое главное, определить защитную линию. В других у нас есть выбор. Еще один вопрос — все пишут, что у нас есть Пятов, Шуст и Рыбка. Но Пятов с Шустом конкурируют в одной команде, Рыбке еще нужно себя показать. И как бы мы ни хотели, номером один остается Шовковский.
Молодым будет предоставлен шанс, но они должны за него хвататься, как это сделали Гай и Романчук в игре с французами.
— Суркис заявил, что ждет от вас такого же настроя, как перед отбором на ЧМ-2006, когда вы сказали, что выйдете с первого места в группе.
— Да настрой у меня нормальный. Он пропал, точнее, меня очень больно ударила игра с Грузией. Я извиняюсь за свои эмоции, но тогда я понял, что мы проваливаем этот цикл.
— Суркис раскритиковал вас за то, что перед Литвой вы сказали, что у сборной нет финансовой мотивации.
— Меня неправильно поняли. Я сказал, что надо найти мотивацию для сборной. Также я не говорил, что уйду. Я сказал: "Если тренер не выполняет задачу, что он должен сделать?" Прозвучал ответ: уйти в отставку. Но обрезали все и сказали: Блохин уходит.
— У вас есть в голове костяк, вокруг которого вы будет строить новую сборную?
— В принципе, да. Сложно представить сборную без Воронина, Шевченко, Тимощука. Но какие-то товарищеские игры нужно пробовать играть без них. На случай форс-мажора. Но опять-таки я не могу просчитать ситуацию, когда у меня выпадает вся защита или два-три хава. У нас нет такого выбора игроков, как у России.
Олег Люлька