Анатолий Зинченко: иностранцы знают, зачем они едут в Россию

Добавлено:
Источник: Спорт уик-энд

Первый советский легионер – о «Рапиде» 80-х, не сложившейся тренерской карьере и перспективах российской сборной и клубов на международной арене

Как-то незаметно прошел этот 25-летний юбилей. Четверть века назад наш футболист впервые стал чемпионом страны в составе зарубежного клуба. Это сегодня никого не удивляет присвоение Александру Кержакову звания заслуженного мастера спорта за победу в Кубке УЕФА в составе «Севильи», а в 80-е годы прошлого столетия на людей, просто выезжавших в загранкомандировку, смотрели с придыханием. В советской прессе даже о том, что экс-зенитовец Анатолий Зинченко играет за венский «Рапид», сообщили не сразу. С первым советским легионером побеседовал корреспондент «Спорт уик-энда».

Командировка в рабочий клуб

- Как вы оказались в «Рапиде»?
- В 1980-м, перешагнув тридцатилетний рубеж, я подумывал уже о завершении карьеры. Как-то поделился своими планами с тренировавшим в ту пору «Зенит» Юрием Андреевичем Морозовым. Через недельку-другую вызывает меня Андреич и говорит: «Я связался с Вячеславом Ивановичем Колосковым, и тот сказал, что австрийцы ищут игроков для своих клубов в социалистических странах. Так что готовься».

- Кажется, собиралась уезжать солидная компания?
- Насколько я помню, киевляне Виктор Колотов и Анатолий Коньков, ереванец Сергей Бондаренко. Сезон подходил к концу, и я уже, честно говоря, собирался оформлять документы для поступления в ВШТ. И вдруг – звонок из Москвы, заставший меня врасплох: «Срочно вылетай!» Вместе со мной уезжали жена и десятимесячная дочка, а на сборы было всего несколько дней.

- Инструктаж для отъезжающих за границу советских граждан проходили?
- А как же! Без этого нас бы просто не выпустили. В Спорткомитете СССР учили, как вести себя за границей, и сообщили, что представляет из себя «рабочий» клуб «Рапид», в котором мне предстояло продолжить карьеру. В какой-то момент стало даже как-то не по себе. Я ведь думал, придется играть в команде уровня первенства Ленинграда, а оказалось – еду в один из ведущих профессиональных клубов Европы. В полной мере осознал всю серьезность своего положения только в венском аэропорту. Увидев огромное количество телевизионных и пишущих журналистов, подумал, что встречают какую-то кинозвезду. Как выяснилось, ждали меня. После пресс-конференции отвезли в роскошный отель в парке Шенбурн - резиденцию, где останавливаются приезжающие в Вену королевские особы и главы государств. Спустя две недели клуб предоставил нашей семье удобную квартиру рядом со стадионом.

- Австрийский футбол в 80-е годы прошлого столетия был на подъеме: сборная дважды пробивалась в финалы чемпионатов мира. Как выглядел в то время на клубном уровне «Рапид»?
- В год моего дебюта команду, в которой играли шесть футболистов сборной Австрии, тренировал местный специалист Вальтер Скочек. Он убедил руководителей клуба пригласить нескольких известных мастеров. Главной звездой и приманкой для болельщиков стал вернувшийся из «Барселоны» Ханс Кранкль. Роль диспетчера выполнял лучший футболист Чехословакии Антонин Паненка. Среди легионеров с моим приходом возникла конкуренция. В национальном первенстве тогда разрешалось играть всего двум иностранцам, а в «Рапиде» уже давно выступал 36-летний Франтишек Веселы из Чехословакии.

- Как проходила адаптация в западном клубе?
- Легко. Поначалу меня многое поражало, особенно организация работы в клубном офисе. Над «Зенитом» было огромное количество начальников, вершивших судьбу команды. В «Рапиде» все решал президиум клуба, куда входили спонсоры команды. Они появлялись только на матчах и совершенно не вмешивались в деятельность тренеров. Все вопросы, связанные с текущей жизнью команды, решали всего три человека: менеджер, секретарша и специалист по подготовке клубного стадиона.

Мои друзья – Кранкль и Паненка

- Был ли у вас профессиональный контракт с «Рапидом»?
- Контракт наверняка существовал, но его условия навсегда остались для меня тайной. Я ведь числился инженером «Союзвнештехники» и получал зарплату в торгпредстве.

- Какова же она была у простого советского «инженера», командированного в Австрию, и какая запись об этом периоде деятельности содержится в вашей трудовой книжке?
- В ту пору я как-то не задумывался над подобными мелочами, и в трудовой книжке - командировка в Вену. Зарабатывал по тем временам очень прилично. Месячный оклад составлял около тысячи долларов плюс премиальные за победы.

- Премиальные вам тоже в торгпредстве выплачивали?
- Нет, в команде. У меня на этот счет состоялся интересный разговор с менеджером клуба Францем Биндером, очень уважаемым в футбольных кругах Австрии человеком. Его отец был известным футболистом, игравшим еще до второй мировой войны в знаменитой австрийской «вундер-тим». Болельщики называли его «Бимпо», и несмотря на свой преклонный возраст, он не пропускал ни одной игры «Рапида». Именно Франц Биндер сказал: «Анатоль, ты свои деньги зарабатываешь нелегким трудом, и мы не хотим, чтобы на тебе наживались другие». В связи с этим мне приходилось вести нелицеприятные разговоры с сотрудниками торгпредства. Австрийская пресса накануне матчей еврокубков или венского дерби «Рапид» - «Аустрия» регулярно публиковала размеры премиальных за победу. Мне деликатно напомнили о необходимости отчитываться за эти доходы. В ответ приходилось отшучиваться: они, мол, только своим платят, а мне выдают в подарок костюм или кроссовки.

- Какие матчи запомнились больше всего?
- Весь сезон-1981/82, когда «Рапид» после 14-летнего перерыва стал чемпионом страны. Мне нелегко досталось место в «основе». Можно сказать, даже повезло. Во время предсезонного турнира в Западном Берлине получили травмы Кранкль и Паненка, а я в двух контрольных матчах забил три гола. По возвращении в Вену лидеры команды пришли к тренеру и попросили: «Мы хотим, чтобы в матче с «Аустрией» играл Анатоль». Отыскал для меня Скочек место левого полузащитника. В том сезоне я сыграл в 31 матче из 36-ти и золотую медаль заслужил по праву. На следующий год «Рапид» повторил свой успех, но я уже провел чуть больше половины матчей. Пришел новый тренер – югослав Отто Барич – и привез из дома двух своих футболистов. Даже Паненка не всегда в состав попадал.

- На Барича обиды не держите?
- Какие могут быть обиды. Барич - классный тренер, профессионал до мозга костей, и в игроках профессионализм ценил. Не случайно после распада Югославии ему доверили тренировать сборную Хорватии.

- С кем из игроков «Рапида» вы были наиболее дружны?
- Во время поездок всегда делил номер с Паненкой. Подружился и с Ханси, как прозвали в Вене Кранкля. Звезда европейского уровня и в то же время легкий в общении человек. Хохмач непревзойденный, а в умении создавать особую ауру в команде равных ему не встречал.

В «Зените» в открытую не курил

- В «Рапиде», в отличие от «Зенита», вы позволяли себе курить в открытую…
- Да уж, в Удельной мы что от Зонина, что от Морозова прятались. При Юрии Андреевиче за любое нарушение спортивного режима был введен сторублевый штраф. По тем временам приличные деньги, вот и старались не попадаться. В Австрии никого не волновало, куришь ты или нет и сколько тебе лет. Все определялось на поле. На ужине в ресторане я сидел рядом с Баричем, и на моем столе лежали пачка «Мальборо» и зажигалка. Вот Кранкль – тот был режимщик. Не курил и даже на банкете в честь нашей победы в чемпионате позволил себе только сухое вино. При этом веселился так, будто выпил не меньше бутылки водки!

- У вас никогда не возникала мысль остаться в Австрии навсегда, как это сделал ваш одноклубник Антонин Паненка?
- Мне даже мысль об этом в голову не приходила. Хотя Барич, которого я уважаю как специалиста и человека, предлагал мне остаться в «Рапиде» тренером. «Знаешь, Анатоль, - сказал он мне как-то в доверительной беседе, - я ведь 22 года работаю в Австрии и тоже скучаю. Однако вернуться всегда успею. Не торопись с ответом, подумай». Только для меня в ту пору подобный вариант был просто неприемлем.

- Советское спортивное начальство следило за тем, как инженер Зинченко помогает рабочей команде «Рапид»?
- Любопытная встреча была у меня с председателем Спорткомитета СССР Маратом Грамовым. Свой первый визит в качестве руководителя советского спорта этот бывший партийный функционер нанес именно в Австрию. После игры с зальцбургским «Казино» я прямо с поля в грязной форме отправился в ложу к высокому гостю. Руководители «Рапида» в моем присутствии стали уговаривать Грамова продлить мою командировку. Первоначально-то я приехал в Австрию на год и затем дважды продлевал визу. Грамов тогда сказал, что этот товарищ (фамилию, видимо, с ходу не запомнил) может оставаться на любой срок, но больше никому из советских футболистов разрешение на подобную командировку не дадут. Никак он не мог предположить, какой поток футболистов хлынет на Запад из Союза через несколько лет, когда приоткроется «железный занавес».

- Не обидно, что у двукратного чемпиона и обладателя Кубка Австрии нет никаких титулов, выигранных в СССР?
- Так уж сложилась моя футбольная судьба. В двух финалах Кубка СССР играл, забивал в каждом из них - и оба ростовский СКА, в составе которого играл, проигрывал. Первый раз львовским «Карпатам», тогда еще в первой лиге игравшим. В Ростов возвращаться боялись, чтобы на глаза болельщикам не попадаться. Второй финал вообще драмой обернулся. Мы вели в матче со «Спартаком» - 2:1, играть меньше минуты оставалось, когда Геннадий Логофет счет сравнял! Тогда послематчевую серию пенальти еще не ввели, на следующий день переигровка была. Проиграли мы - 0:1.

- До бронзовых медалей в «Зените» тоже самую малость не дотянули…
- В Питер из Ростова меня пригласил Евгений Горянский. Он многих ребят тогда из СКА взял. Потом Горянский ушел в сборную, на его место пришел Герман Семенович Зонин, отношения с которым у меня не сложились. Очень обидно, что лучшие футбольные годы провел вне высшей лиги, играя за ленинградское «Динамо». Не хотел уезжать из города, ставшего для меня родным. Только в 1979-м Юрий Андреевич Морозов вернул меня в «Зенит», а потом началась австрийская командировка.

Верю в сборную Хиддинка

- Хотелось бы узнать мнение первого советского легионера: иностранцы, играющие сейчас в премьер-лиге, отличаются от Анатолия Зинченко в 80-х?
- Они, скажем так, знают, зачем приезжают играть в Россию. Мне очень нравятся бразильцы из ЦСКА, но в целом руководители наших клубов несколько перебарщивают с приглашением легионеров. У нас уже своих игроков не осталось, чтобы конкурировали за место в национальной команде. Ведь всегда об уровне развития футбола в той или иной стране судят по достижениям сборной. У нас же дело дошло до того, что практически во всех ведущих командах линии обороны сформированы целиком из иностранцев. Возьмите «Зенит», где долгое время Александр Анюков не проходил в «основу», в «Спартаке» и «Локомотиве» только в этом сезоне появились соответственно Роман Шишкин и Сергей Ефимов. Лишь в ЦСКА картина иная. Вот и получается, что уже много лет подряд конкуренции среди защитников сборной нет: братья Березуцкие, Сергей Игнашевич, Анюков и Денис Колодин – всё. За ними никого нет.

- Верите ли вы в перспективы сборной России под руководством Гуса Хиддинка?
- Мы все в них верим. Хотя пробиться в финальную часть Евро-2008 будет чрезвычайно тяжело. Все-таки класс англичан, что ни говорите, выше. Надеяться можно на фантастическую самоотдачу и определенную долю везения.

- Как известно, Хиддинк не говорит по-русски и даже не собирается учить язык. Может ли это как-то помешать решению турнирных задач?
- Конечно, очень желательно, чтобы тренер говорил на одном языке с футболистами. Мне было любо-дорого наблюдать за работой в «Рапиде» Отто Барича. Он не только по-немецки здорово говорил, но и по-русски вполне прилично изъяснялся. В Югославии Барич работал с сараевским «Железничаром». Даже из названия следует, что это команда железнодорожного ведомства. В ту пору в СССР проводились чемпионаты мира и Европы среди железнодорожников. В них участвовали одноклубники нашего «Локомотива», и Барич во время визитов выучил русский. Благо, он очень близок к сербо-хорватскому. Языковой барьер может создать большие проблемы в команде. Особенно у нас, где по восемь легионеров, говорящих на четырех разных языках. Тут переводчиков не хватит, чтобы на тренировках разъяснять указания наставников.

Кержаков осуществил мечту Кранкля

- Как вы оцениваете шансы российских клубов в предстоящем розыгрыше еврокубков?
- Не уверен, что «Спартак» сумеет пройти в групповой турнир Лиги чемпионов. В Москве команда Станислава Черчесова смотрелась неплохо, но создать необходимый задел в два-три мяча не сумела. Конечно, Егору Титову можно сколько угодно рассуждать, что в Глазго «Спартак» забьет обязательно, но это еще, как говорится, не факт. У «Зенита» проблем со словаками не будет. Можно было и в Злате Моравце им пять-шесть мячей заносить. У ЦСКА в Лиге чемпионов может и феерично все сложиться, если бразильцы «выстрелят», или совсем плохо. У них ведь скамейка очень короткая, да и из-за отъезда игроков в молодежные и национальные сборные по ходу чемпионата России нарушен нормальный ритм. Про «Локомотив» вообще сказать не могу. Эту команду бросает то в жар, то в холод.

- Для «Рапида» в пору ваших выступлений за венский клуб еврокубки были важнее национального первенства?
- Там серьезно относились ко всем турнирам. Один год пришлось чуть ли не весь сезон играть через два дня на третий, сражаясь на трех фронтах. Только у нас и в мыслях не было где-то экономить свои силы.

- Для многих российских болельщиков удивительно, что бразильцы из ЦСКА в Лиге чемпионов играют совсем по-другому, чем в Перми или Владивостоке. Знаменитый Кранкль, вернувшийся в «Рапид» из «Барселоны», к матчам чемпионата Австрии тоже относился спустя рукава?
- Он вернулся из «Барселоны», держа в мыслях снова отправиться в Испанию. Вот и рвал жилы в каждой игре. У него был вариант с трансфером в «Севилью», но он сорвался из-за травмы. Кранкль в раздевалке просто плакал, говоря мне: «Анатоль, если бы ты только знал, сколько денег я потерял!»

- А вот Кержаков предпочел потерять в деньгах, но перейти из «Зенита» в «Севилью»…
- Я не знаю всех нюансов этого перехода. Могу только порадоваться за Кержакова, осуществившего свою мечту, и пожелать ему почаще появляться на поле. Выходя на замены, трудно рассчитывать на признание в чужой стране.

- Вы сейчас занимаетесь административной работой в Федерации футбола Санкт-Петербурга. Не жалеете, что остались невостребованным как тренер?
- Мне в этом плане не повезло. Тренерскую карьеру начал на переломе времен, когда футбол был никому не нужен. В «Динамо» команду то закрывали, то открывали. Когда помогал Юрию Андреевичу Морозову в «Зените», вечно мучились из-за безденежья. Десять лет, по сути дела, оказались вычеркнуты из тренерской жизни. В Питере к футболу повернулись лицом, только когда Анатолий Собчак пригласил вернуться в «Зенит» под задачу возвращения в высшую лигу Павла Садырина.

- В Санкт-Петербурге очень неплохо организовано футбольное хозяйство, проводится много турниров, каждый год школы выпускают готовых к профессиональной карьере игроков. Нет ли ощущения, что вся эта работа проходит вхолостую и в «Зенит» все равно будут приглашать легионеров?
- Рано или поздно это закончится, и мы будем обращать внимание на своих пацанов. Весь вопрос, как скоро это произойдет. Будь моя воля, ввел бы в российской премьер-лиге лимит из трех легионеров. Ведь только выпускников питерских школ последних лет в разных российских клубах около 50. Могло быть и больше, если бы мы не приглашали «звезд» из Ганы и Ямайки.

Николай СВЕТЛИЧНЫЙ

Спортивные Новости RSS - Спортивные Новости - Terrikon

08 января

20:15
Вест Хэм уволил Лопетеги и готовится назначить Поттера
19:57
Ямаль согласовал условия нового контракта с Барселоной
19:41
Арне Слот: Забить три гола в наши ворота - это тоже достижение
19:26
Ренн подписал вратаря сборной Франции
19:12
Душан Влахович не хочет продлевать контракт с Ювентусом
18:55
Яя Туре получил лицензию UEFA Pro
18:41
Зинченко может сменить Арсенал на Интер
18:24
Милот Авдыли – игрок Ворсклы
18:09
Определились пары 1/8-й финала Кубка Испании
17:53
Интер нашел усиление в загребском Динамо
17:35
Ангелос Постекоглу: Нас ждет отличное испытание
17:22
В тренерском штабе Черноморца произошли изменения
17:08
Томаш Росицки – главный претендент на должность спортивного директора Арсенала
16:51
Гран-при Бельгии останется в календаре Формулы-1
16:35
Шахтер Стальные примет участие в Зимнем Кубке Лиги Сильных
16:19
Патрик Клюйверт - тренер сборной Индонезии
16:04
Александр Караваев: Когда наши города бомбят, конечно, мы очень переживаем
15:48
Заря подписала боснийского полузащитника
15:33
Полесье – уже в Турции
15:17
НХЛ: Вегас одерживает девятую победу в последних десяти матчах, другие матчи дня
15:02
НБА: Денвер без Йокича проиграл Бостону, лучшие моменты игрового дня
14:46
Барселона недовольна мягким наказанием для Винисиуса
14:29
Себастьян Аллер покинет дортмундскую Боруссию
14:20
Известны все соперники Шахтера на сборе в Турции
13:46
Челси уже ищет замену Михаилу Мудрику
13:35
Сети - о покупке Маском Ливерпуля: Он же болеет за Манчестер Юнайтед!
13:19
Судакова в Наполи не будет - не осталось места в составе
13:03
Дани Ольмо и Пау Виктор все-таки смогут играть за Барселону
12:51
Во Франции отказываются обсуждать Зидана как преемника Дешама
12:37
Арсенал возвращает Томаша Росицки
12:21
Патрик ван Леувен подтягивает в Металлист-1925 иностранцев
12:06
Рэшфорда хотят пристроить в Милан, но это - не единственный вариант
11:54
Алексей Сыч перейдет - но не в Динамо, а в Карпаты
11:38
Ради Забарного ПСЖ может изгнать россиянина Сафонова
11:24
Валенсия последней вышла в 1/8 финала Кубка Испании, сегодня - жеребьевка
11:06
Дидье Дешам: Я ухожу. Дальше будет жизнь
10:52
Спортинг - в финале Кубка португальской лиги, Трубин - на очереди
10:39
Винисиус Жуниор дисквалифицирован, но сыграет в Суперкубке
10:24
СМИ: Илья Крупский - практически игрок Шахтера
10:11
Динамо хочет взять румынского правшу из Германштадта