Еще раз об объединении, или Альтернативы нет!
Сказать по правде, еще несколько дней назад писать о своем отношении к идее объединения футбольных чемпионатов Украины и России, обсуждение которой активизировалось нынешней весной, казалось мне делом скучным и неинтересным. И не потому, что такое объединение выглядит ненужным или надуманным. Совсем даже напротив, мне, как болельщику, конечно, хотелось бы видеть регулярное соперничество лучших клубов двух стран за какой-то значимый трофей – такое зрелище точно не было бы хуже нынешнего чемпионата Украины. Дело в другом – не хотелось ломать голову над возможной структурой такого турнира, а, понимая неизбежность увязывания его с последующими еврокубками, еще больше не хотелось погружаться во всевозможные коэффициенты, таблицы… Короче говоря, во всякие формальные вещи, никаких эмоций, в отличие от самого футбола, у меня лично не вызывающие.
К тому же, мнение всех высказывавшихся сводилось к мысли, что было бы хорошо, но не ясно, как это сделать практически, то есть, вроде бы, совпадало с моим. Но вот недавнее (перед финальным матчем за кубок Украины в Харькове) интервью Маркевича, в котором Мирон Богданович в свойственной ему немногословной манере назвал возможность объединения чемпионатов нонсенсом (абсурдом, чепухой), разрушило иллюзию всеобщего (как мне казалось) согласия. Наличие негативного мнения такого профессионала как главный тренер сборной страны – безусловный повод поделиться некоторыми принципиальными, на мой взгляд, соображениями.
Итак, обсуждая те или иные возможные изменения формата футбольных чемпионатов, мы должны понимать, что речь идет о соревнованиях профессиональных футбольных клубов. То есть организаций, сама деятельность которых подразумевает наличие и неразрывную связь двух составляющих – спортивной и финансовой. О них и поговорим подробнее.
Для начала вспомним, что, будучи озвученной несколько лет назад президентом "Шахтера" Ринатом Ахметовым и не получив никакого практического воплощения, тема объединения чемпионатов снова была возвращена к жизни президентом московского ЦСКА Евгением Гинером. Почему же руководитель московского клуба, побеждавшего в кубке УЕФА, а в нынешнем году сыгравшего в четвертьфинале Лиги Чемпионов, вдруг захотел таких кардинальных перемен? Не потому ли, что эти достижения – максимум того, чего могла добиться его команда в тех условиях, которые предоставляет ей нынешний чемпионат России? И, пытаясь определить дальнейшие перспективы, президент ЦСКА отчетливо понял – без значительного усиления чемпионата не обойтись, иначе – повторение пройденного, такой своеобразный бег по кругу.
Уверен – такие же ощущения испытывает и Ахметов, с той лишь разницей, что добиваться лигочемпионовских успехов "Шахтеру" еще предстоит. Не сомневаюсь, нынешний этап развития клуба в ближайшие годы позволит донецким футболистам сравняться в достижениях с армейцами. Но ведь хочется большего и, в первую очередь, самому президенту "Шахтера"! Пока же, будем откровенны, уровень чемпионата Украины значительно отстает от амбиций и потенциала его лучших клубов. Похоже, что именно понимание такого несоответствия заставляет руководителей этих клубов (свой интерес к идеям Гинера и Ахметова подтвердил и президент "Динамо" Игорь Суркис) вновь и вновь обращаться к теме объединения чемпионатов, видя в ней возможность создания той конкурентной среды, которая позволит их командам выйти на принципиально более высокий качественный уровень.
Поговорим теперь о вещах более прозаических, но не менее важных. Ни для кого не секрет, что сегодняшние клубы Украины и России, даже самые успешные, являются неприбыльными для своих владельцев. И вот это, по-моему, говоря словами Маркевича, и есть нонсенс! Выходит, что, весь клубный футбол двух стран основан на субъективном желании их хозяев регулярно тратить деньги на заведомо убыточное, пусть и любимое дело. Не станем вдаваться в особенности мотиваций собственников российских клубов, что же касается отечественных – очевидно, что никаких весомых стимулов, кроме моральных, для них в нынешнем существовании нашего клубного футбола нет! Возникает вопрос – может ли нормально развиваться какой-либо проект без объективных на то оснований? И не является ли возводимая титаническими усилиями владельцев клубов конструкция, именуемая профессиональным футболом, колоссом на глиняных ногах, устойчивость которой напрямую зависит от финансовой стабильности дотирующих футбольные клубы компаний? В то время, как большинство клубов Европы, соперничество с которыми за самые престижные трофеи и является, в конечном итоге, главной целью лучших отечественных команд, – прибыльные коммерческие предприятия.
Немного отвлекаясь от главной темы, хочу сказать следующее. Тезис о том, что профессиональный футбол – это спортивный бизнес, давно уже не требует доказательств. И если кому-то не хочется об этом говорить, а тренерам и футболистам вроде бы делать это и не обязательно, то уже не считаться с таким положением вещей, тем более дающим возможность названной категории граждан заниматься любимым и при этом хорошо оплачиваемым делом, точно следует. Учитывая это, позиция Мирона Маркевича, как-то слишком легко отмахнувшегося от обсуждения темы, напрямую связанной с перспективой развития украинского клубного футбола, выглядит по меньшей мере странной. Являясь главным тренером одного из клубов, наверное следовало бы более внимательно относиться к вопросам, связанным с финансовыми перспективами своего места работы.
Таким образом, не должно вызывать сомнений, – важнейшей задачей профессионального клуба должно стать создание на его основе саморегулирующегося финансового механизма, что позволит обеспечить как его собственную конкурентоспособность так и устойчивость профессионального футбола страны в целом. Именно на это направлены инициативы президента УЕФА Мишеля Платини, согласно которым к 2013 году обязательным условием участия клубов в турнирах под эгидой возглавляемой им организации будет сбалансированность их бюджета или, проще говоря, расходы не должны будут превышать доходную часть. Как этого добиться в украинских реалиях, пока не знает никто. То есть, конечно, можно пойти по пути, например, запорожского "Металлурга" или команд калибром поменьше, сводящих свой баланс за счет подготовки и дальнейшей продажи сильнейших игроков. Но тогда нужно забыть о таких желанных кубках европейских клубных турниров, а уровень отечественного чемпионата будет сравним с первенствами, допустим, Сербии или Хорватии.
К счастью для нас, болельщиков, амбиции руководителей лучших клубов Украины остаются неизменно высокими. Поэтому, очевидно, что их стремление использовать объединение в общем турнире сильнейших команд двух соседних стран с примерно одинаковым уровнем развития футбола, поддержанное (по крайней мере, на уровне намерений) тем же Платини, следует рассматривать именно как способ создания финансовой площадки для достижения самых высоких спортивных целей.
Исходя из всего сказанного вопрос "зачем это нужно?" должен быть снят с повестки дня в силу очевидности ответа на него. Другой же – "как это сделать?" – следует не просто обсуждать в интервью и на пресс-конференциях. Судя по всему, назрела необходимость детальной проработки всех возможных путей его решения. Убежден, что это понимают и Ахметов, и Гинер, и Суркис. Так что развитие событий – не за горами.
Александр Симановский