Пара стальных: топ-2 самых незаменимых игроков старого Шахтера
Во все века Шахтер имел своих "железных людей" - футболистов, которые могли провести несколько сезонов без замен, на которых тренеры могли рассчитывать всегда. Terrikon.com провел тотальную ревизию доукраинской истории Шахтера, чтобы определить "железных их железных"...
Гренадеры десятилетий
Прежде чем рассказать о "самых-самых, упомянем тех, кто к ним подкрался максимально близко, то есть - о тех, кто провел наибольшее в команде количество матчей в течение трех сезонов.
Такие есть на каждом историческом этапе. В 30-е годы прошлого века - два Георгия, два столпа обороны - Бикезин и Мазанов, результат которых тем почетнее, что достигнут за четыре неполных сезона пребывания команды в элитной лиге (1938 - 1941).
Следующая ротация Шахтера дала таких бессменных, как форварды Вячеслав Алябьев, Валентин Сапронов и Иван Федосов. Они, как и Бикезин с Мазановым, провели по 3 сезона без замен. Правда, количество матчей в чемпионате тогда было заметно меньше - всего по 22.
В кубковые 60-е таких несменяемых было двое защитник Николай Головко и полузащитник Дмитрий Мизерный (тоже по 3 сезона без замен). И такой же результат - у представителей более поздних эпох: вратаря Юрия Дегтерева, нападающего Владимира Роговского, защитников Александра Сопко и Евгения Драгунова, а также полузащитника Сергея Ященко.
Ну а теперь, отметив этих замечательных людей, перейдем к главным героям нашего повествования.
Стальной Сафонов
Владимир Сафонов пришел в Шахтер из "города невест" Иваново - текстильного центра, где каждый мужчина мог чувствовать себя таким же востребованным, как Ален Делон. Но Владимира это не остановило. Получив зимой 1971/72 предложение от молодого тренера Шахтера Олега Базилевича, он долго не раздумывал. Да, Шахтер в том сезоне упал в Первую лигу. Но никто не сомневался, что опытная команда максимально скоро повысится назад, а значит...
Так все и случилось. За один сезон Базилевич вернул в Шахтер в "вышку", и к тому времени уже убедился, какого ценного кадра увел у ивановских невест. Сафонову буквально сноса не было - он готов был играть без замен и даже больше. Именно в том сезоне сформировалось одно из главных оружий "горняков" в то невероятное для них десятилетие - два неутомимых фланга: Сафонов слева и его зеркальный партнер Юрий Дудинский - справа.
Сафонов переезжал в Донецк не совсем "нулевым": его уже призывали в молодежную сборную СССР, чего из Текстильщика никогда прежде не случалось. Там ивановец познакомился с Виктором Звягинцевым, который и замолвил за него словечко. Базилевич послушал - и не пожалел. В первом же своем сезоне в Высшей лиге новобранец сыграл все 30 матчей - и был настолько хорош, что даже такие строгие ценители, как Валерий Лобановский, цокали языком. Уж кто-кто, а этот футболист точно выдержал бы нечеловеческий функционал киевского тренера.
Сафонов еще трижды становился лучшим в команде по количеству проведенных матчей, причем, что показательно - в ключевых, медальных сезонах: 1975, 1978 и 1979. Но в конце 1980 что-то разладилось в отношениях с главным тренером Виктором Носовым - и Сафонов уехал доигрывать в Кубань. Но умер все равно в Донецке - в первый день тяжелого 1992. Не выдержало сердце, которое, казалось, имеет бесконечный ресурс...
Стальной Соколовский
На два года позже Сафонова в Шахтере появился Михаил Соколовский - молодой полузащитник из запорожского Металлурга, склонный обострять и креативить. И то, и другое можно было задействовать у него с равным успехом. Новый главный тренер команды, капитан легендарного кубкового состава 60-х годов Владимир Сальков поначалу даже растерялся от такого перебора возможностей. И поначалу нацеливал новобранца больше на атаку. И вроде не прогадал: в "серебряном" сезоне 1975 Михаил забил 11 голов, опередив всех, в том числе Виталия Старухина.
Но очень быстро тренер увидел главный талант Соколовского - быть под нападающими, участвовать в созидании атак, плести интриги, а при возможности - и наносить разящий удар. Так он и действовал в дальнейшем, именно в этом амплуа и вошел в историю.
А еще - запомнился как совершенно несменяемый игрок. Причем, что особенно ценно, свои самые "железные" годы провел уже в почтенном для игрока возрасте. Сами судите: 2 из 4 сезонов, в которых он превзошел всех партнеров по количеству проведенных матчей, он выдал в 1983 и 1984 - то есть в возрасте 32 и 33 лет. Как можно было такого добиться?
Только одним способом, к сожалению, недоступным для большинства его тогдашних товарищей по команде. Железной самодисциплиной. Режимом, к соблюдению которого яростно призывали тренеры, но который почти никогда не соблюдался в реальности. Соколовский был удивительным исключением из правил. "У Миши всегда находилось какое-то дело, когда его звали выпить", - поражался не без доли уважения один из тогдашних моральных авторитетов команды.
Вот так люди и становятся легендами. Ну, или так, как Сафонов – по совокупности природных качеств и сиюминутных обстоятельств...