Страницы истории. 30 лет со дня победы на молодежном чемпионате мира
Летом 1977 года, ровно 30 лет назад, на футбольных полях Туниса проходил первый чемпионат мира среди молодежных команд. Тогда золотые медали первенства завоевала сборная СССР, основу которой составляли будущие "звезды" советского футбола - Хидиятуллин, Бессонов, Балтача и другие...
Один из них - бывший игрок киевского "Динамо" и донецкого "Шахтера" Александр Сопко, который с удовольствием поделился своими воспоминаниями о событиях тех лет.
Африканская жара
- Чем памятен тот турнир, кроме золотой медали, разумеется?
- Все достопримечательности страны мы видели лишь из окна автобуса. Групповой этап провели в приморском портовом городе Сфаксе, в 200 километрах от тунисской столицы. Жили и тренировались в спортивном лагере, покидали его только на время матчей. Правда, пляж посещали регулярно. Хотя вода в море была очень теплая, никакого удовольствия купание в ней не доставляло. Лето в Африке - это отдельный разговор. Когда +40 в тени, не то что играть, а просто двигаться не хочется.
- Команду готовил к турниру Сергей Коршунов, а незадолго до отлета его место занял Сергей Мосягин. Что произошло?
- В то время все выезды за границу строго контролировались КГБ. На каждого из нас были заведены специальные папки, куда заносились все имевшие место факты проявления неблагонадежности. У Коршунова (или у кого-то из ближайших его родственников) имели место какие-то проблемы. Потому он стал невыездным. За месяц до чемпионата мира проходил подготовительный тренировочный турнир молодежных сборных во Франции. Туда команду повез уже Сергей Мосягин, хорошо знавший большинство игроков.
- На период проведения чемпионата мира в первенстве СССР не было предусмотрено никаких пауз. Клубы отпускали игроков без проблем?
- Дело в том, что подготовка к чемпионату длилась почти полгода. Все это время мы постоянно были где-то на сборах. Нас в клубах почти не видели, поэтому и в играх чемпионата не особо на нас рассчитывали. Тем более, большинство из нас играли тогда за дублирующие составы. А те из ребят, кто уже попадал в основу (Баль, Бессонов), присоединились к команде в самый последний момент.
- Какие задачи ставились перед чемпионатом?
- Турнир был новый, никто толком не знал, как он будет организован, какие будут условия его проведения, каким будет уровень судейства. Да и представление об игре неевропейских команд мы имели довольно смутное. Самую большую загадку представляли латиноамериканские сборные. На подготовительном турнире во Франции мы встретились в финале с бразильцами и проиграли - 4:0. Основания опасаться будущих соперников у нас были. С другой стороны, наша сборная являлась на тот момент действующим чемпионом Европы, и мы не имели права ударить в грязь лицом.
Мастера одиннадцатиметровых
- Накануне полуфиналов именно так и случилось?
- Да, после группового этапа мы оказались единственной европейской командой, продолжавшей борьбу на награды. Нашим соперником в полуфинале стал Уругвай, а другую пару составили Бразилия и Мексика. Они играли на день раньше нас. И совершенно неожиданно в финал вышли мексиканцы, за которых мы всей душой болели. Искренне радовались их победе. Ведь психологически мы еще не оправились от разгромного поражения бразильцам в Ницце. Его груз давил на нас, и мы бразильцев откровенно боялись. И когда они "пролетели" мимо финала, стало очевидно, что у нас появился шанс.
- Но Уругвай тоже не подарок.
- Конечно. Тем более, они были тогда чемпионами Южной Америки, и нас многие предупреждали, что по игре эта команда не уступает бразильцам. Но мы находились на таком эмоциональном подъеме, что полностью доминировали на поле. Должны были побеждать еще в основное время, но не использовали несколько выгодных моментов. Слава богу, в серии пенальти справедливость восторжествовала.
- Перед финалом советская сборная осталась без нападающих. Почему Мосягин решил выставить вас на место центрфорварда?
- Я был достаточно свежим, сыграв до этого на турнире лишь один тайм. Сил у меня было много, поэтому меня решено было использовать в центре нападения, чтобы я отвлекал на себя защитников, освобождая пространство для Бессонова. В самом начале своей карьеры, в детских и юношеских командах, я частенько играл центрфорвардом, благо габариты и скорость позволяли. Потому опыт и навыки у меня были.
- Могли отличиться в финале?
- Был у меня один полумомент, уже в дополнительное время. После подачи углового я сыграл на опережение, подправлял мяч в дальний угол. Но он срезался с ноги и прокатился вдоль ворот.
- Вы дважды вели по ходу матча, и оба раза соперник сравнивал счет. Дело дошло до пенальти. Вы знали, что будете бить?
- Перед серией послематчевых пенальти Мосягин, видимо, чувствуя, что дело не ограничится пятью ударами, сказал, чтоб готовились бить все. Независимо от того, сколько раз придется бить - 5, 10 или 15. И я сразу решил для себя, что буду бить шестым. Когда подошла моя очередь, я, ни на кого не глядя, пошел к "точке". А для себя решил, что сделаю все аккуратно. Подошел к мячу, поправил гетры, проверил бутсы, лишний раз успокоился. Боялся только, чтоб в момент разбега ногу не свела судорога.
- Удар вышел на силу?
- Нет, ударил как раз на технику. Подрезал в левый от вратаря угол, получилось, на удивление, четко, почти в "девятку".
Не деньгами едиными
- Чем закончилось?
- На десятом ударе мексиканский игрок ошибся, пробил слабо, и Юрий Сивуха намертво взял мяч. А Виктор Каплун забил уверенно.
- После гола Каплуна стадион взорвался...
- Мы, не помня себя, кинулись к Виктору через все поле. Потом телевизионщики говорили, что они были вынуждены прекратить трансляцию, потому что мы все орали благим матом. А что, если в тот момент никакие другие слова в голову не приходили? Потом была куча мала, потом награждение.
- Каким было материальное вознаграждение за победу?
- Еще в Тунисе на следующий день после финала мы получили по 250 долларов в местной валюте и полдня на "разграбление" магазинов. По возвращении в Москву Спорткомитет СССР выплатил нам по 500 рублей, а киевское "Динамо" всем своим игрокам добавило еще по 300. Федерация футбола Украины подарила каждому по дефицитному тогда фотоаппарату "Зенит". Вот такие были тогда размеры призовых. Впрочем, на Родине встречали без особого ажиотажа. Были представители Федерации футбола СССР во главе с Никитой Павловичем Симоняном, несколько журналистов и фотокорреспондент. Симонян нас поздравил, объявил, что всем присвоены звания "мастер спорта", и пожелал успехов. Вот и вся встреча.
Эдуард КИНЗЕРСКИЙ, "Салон Дона и Баса", 29.06.2007