Мирон Маркевич: "У нас базового клуба сборной быть не может"
Назначение тренера харьковского «Металлиста» Мирона Маркевича наставником национальной сборной Украины по футболу по совместительству стало главной футбольной новостью последнего месяца. Даже возобновление чемпионата Украины не ослабило интерес к этой нерядовой личности. Напомню, что Маркевич стал первым в истории нашего футбола тренером сборной, который никогда и ни в каком качестве не был связан с киевским «Динамо». Лишь этого достаточно, чтобы личность нового тренера вызывала интерес. В целом же для Мирона Маркевича, который в день своего назначения отметил свое 60-летие, новая должность является высшей ступенью в его длинной, интересной и непростой тренерской карьере. В канун нашего разговора команда Маркевича проиграла во Львове матч чемпионата Украины местным «Карпатам», но уже через несколько часов после этого тренер отправился в Днепропетровск в качестве национального тренера, смотреть на игру потенциальных игроков сборной в матче «Днепра» и «Зари». С этого мы и начали наш разговор.
— Мирон Богданович, вы впервые работаете «на два фронта», одновременно заботясь о своем клубе и о национальной сборной. В прошлые времена тренеры-совместители возглавляли «базовый клуб» сборной, в то время как ваш «Металлист» таковым клубом никоим образом не назовешь. Это добавляет трудностей?
— У нас базового клуба сборной быть не может. Потому что в большинстве клубов большую, если не главную, роль играют иностранцы. Поэтому национальная сборная не может состоять из игроков одной команды. Поэтому сборную мог возглавить не только тренер «Металлиста», но и любой другой команды. Что касается трудностей совмещения, то о них я сейчас говорить не могу, поскольку еще не работал реально со сборной. Это будет лишь в мае. Пока еще я надеюсь, что объективность мне не изменяет, и я оцениваю возможных кандидатов в сборную не по цвету футболки, а исключительно по их игре.
— Во время вашего назначения перед национальной сборной была поставлена задача стать в 2012 году чемпионом Европы по футболу. Это действительно реально, или провозглашенная цель является той невозможной, к которой следует стремиться, чтобы достичь максимума?
— Думаю, что иначе ставить вопрос не было смысла. Если не стремиться стать чемпионом, так зачем на поле выходить? Я убежден, что главная беда нашего футбола последних десятилетий заключается именно в самоунижении, причем добровольном. Мы заранее провозглашаем свою слабость, и результат приходит соответствующий. Если мы не будем стремиться к высшим наградам, не будет смысла заниматься футболом вообще. Может ли что-то вырасти из детей, которые не мечтают увидеть свою страну чемпионом, не стремятся сами стать когда-то чемпионами? Поэтому я с самого первого дня не устаю подчеркивать, что наши футболисты ничем не хуже зарубежных, и вполне способны побеждать самые сильные команды мира. Для этого следует отдавать все силы на тренировках и в играх, показывать максимум своих возможностей. Проявлять, пусть это и звучит банально, свой патриотизм!
— То есть национальных команд, которые Украина не способна обыграть, в Европе не существуют?
— Именно так. Мы можем победить любого соперника за счет тех же волевых качеств и патриотизма, о которых я уже говорил.
— И много ли есть в Европе таких команд, которых нам без патриотизма не победить? Можете назвать?
— В финале Евро-2012, кроме нас, будет еще пятнадцать участников. Значит, получается, что таких команд будет пятнадцать. Команды, которые мы сможем обыграть только на классе, в европейский финал не попадут!
— Успели ли вы донести эти свои мысли до футболистов сборной Украины? Так как многие из них считают, что нам не по силам играть с лучшими командами Европы на победу. С кем из игроков сборной вы уже успели поговорить?
— Пока еще свои мысли им передаю лишь в виде многочисленных интервью, которые за последний месяц пришлось дать больше, чем за весь прошлый год. Пусть читают, пусть думают, пусть готовятся психологически к работе исключительно на максимум. Готов и в этом интервью повторить, что наши футболисты ничем не хуже кого-то, могут играть и побеждать на высшем уровне. Вот пока и все мои к ним послания. Все другое будет уже на тренировочных сборах.
— До сих пор пропуском в нашу национальную команду было даже место на скамейке запасных «Шахтера» или «Динамо». Лидеры же других команд не всегда попадали в поле зрения наставников сборной.
— Такого при мне не будет. В сборной должны быть лишь те футболисты, которые постоянно играют в составе своих команд, и не просто играют, а играют ведущие роли! Что касается «Шахтера» и «Динамо», то футболисты этих команд ценны для сборной своим опытом регулярных выступлений в европейских турнирах, где кроме мастерства формируется еще и психологическая стойкость, которая необходима игроку сборной Украины. Мне сейчас очень тревожно за прежних лидеров «Шахтера» Анатолия Тимощука и Дмитрия Чигринского, которые, перейдя соответственно в «Баварию» и «Барселону», не играют, а сидят на скамейке запасных. Если они хотят играть за сборную, им нужно или попадать в состав своих команд, или искать для себя такие команды, где они будут играть регулярно. Запасные игроки для сборной Украины — это не вариант.
— Для многих отечественных футболистов пропуском в состав мог бы быть лимит на иностранцев. Вы как тренер сборной будете настаивать на том, чтобы количество украинцев в наших командах было увеличено за счет лимита?
— С нового сезона планируется разрешать играть за команду не больше шести иностранцев. Я считаю, что это как раз нормально. Искусственно тянуть украинцев в состав команд, которым решать свои задачи, не стоит. Соотношение пять к шести, по моему мнению, на сегодняшний день является оптимальным. Так уже играют в соседней России.
— Ограничить число иностранцев на поле с семи до шести должны были еще в позапрошлом году. Если это решение летом опять отложат, вы как тренер сборной будете выражать свой протест?
— Я уже выразил свое мнение. Думаю, этого достаточно, а решать не мне.
— Нынешние игроки сборной очень обеспеченные люди, которые получают большие деньги в своих клубах. Как, по вашему мнению, должна оплачиваться игра футболистов за национальную команду?
— Главным для футболиста сборной должно быть желание играть за свою страну. Но и материальное вознаграждение тоже необходимо. Даже за участие в товарищеских неофициальных матчах игрокам сборной следует платить. Не столько, как за матчи чемпионата Европы, но... Моральные стимулы должны быть подкреплены материальными. Хотя на первом месте должен быть все-таки патриотизм.
— Не все игры национальной сборной в последнее время собирают полные трибуны. У вас есть опыт работы с болельщиками в Харькове, где «Металлист» имеет постоянную поддержку десятков тысяч людей. Знаете какой-то секрет?
— Секретов нет. Мы должны поднимать престиж национальной команды. Каждый матч при ее участии, независимо от своего статуса, должен быть праздником для города, где играет сборная. Я уверен, мы к этому придем.
— Зритель идет, в первую очередь, на личностей. Приезд в составе сборной того же Андрея Шевченко практически гарантирует аншлаг на трибунах. Как вы думаете, есть ли у нас футболисты, способные, подобно Шевченко, стать символом сборной Украины, опорой для тренера, образцом для партнеров?
— Такие футболисты нам не просто нужны. Они нам необходимы. В национальной сборной должны быть люди, которые никогда не подведут, всегда сыграют на высоком уровне, поведут команду за собой. Такие игроки у нас есть. Не хочу заранее называть фамилии, но буду стремиться к тому, чтобы основной состав, скелет нашей команды, которая будет играть на Евро-2012, был сформирован уже до следующего лета. Чтобы те, кто прошел отбор и доказал свою необходимость сборной, имели время стать настоящей командой.
СПРАВКА «Дня»
«Для любителей статистики моя биография», — так пишет Мирон Маркевич о себе на одном из спортивных сайтов. «Родился я 1 февраля 1951 года в Винниках, недалеко от Львова. Статистикой особо не интересуюсь, но говорят, что я являюсь рекордсменом украинской высшей лиги по количеству игр в ранге главного тренера (408 игр). Мой покойный отец, Богдан Дмитриевич, был детским тренером. Под его руководством начинал свой путь в футболе. В 1970 году меня зачислили в основной состав львовских «Карпат», но закрепиться в сильном коллективе, который только что выиграл Кубок СССР и с ходу получил путевку в высшую лигу, мне было сложно. Поле я хорошо видел, неплохо «читал» игру, но не хватало скорости. А в футболе же без скорости тяжело. Выступал за дубль «Карпат» в 1970—1972 годах, потом за «Спартак» (Орджоникидзе) — в 1974 и львовские любительские коллективы физкультуры. В 1977 году перешел в луцкое «Торпедо», где уже в следующем году был тренером-игроком, а потом, в 27 лет, полностью сосредоточился на тренерской работе — в 1983 году окончил всесоюзную Высшую школу тренеров в Москве. Я работал в командах: «Торпедо» (Луцк), «Подолье» (Хмельницкий), «Карпаты» (Львов), «Кривбасс» (Кривой рог), «Металлург» (Запорожье) и «Анжи» (Махачкала, Россия). С июля 2005 года являюсь наставником харьковского «Металлиста».
От себя добавим, что Мирон Маркевич женат, имеет двух сыновей. Среди его увлечений — рыбалка и музыка. Интересно, что когда «Металлист» осенью 2007 приехал в Ливерпуль, чтобы играть с «Эвертоном» в матче Кубка УЕФА, Маркевич сказал: «Я старый битломан, и упустить такую возможность посетить музей «Битлз» мы никоим образом не можем». По случаю 100-летия Харьковского футбола награжден орденом «За заслуги» ІІІ степени.
Николай Несенюк