Король воздуха: к 65-летию Сергея Балтачи
Сегодня исполняется 65 лет одному из лучших защитников киевского "Динамо" за всю его историю - Сергею Балтаче. Десять лет он оставался "королем воздуха" и столпом обороны своей команды. В день юбилея Terrikon.com вспоминает о его карьере, которая начиналась совсем не в Киеве...
Начиналось все с позиции нападающего - в детских турнирах системы "Кожаный мяч" Балтача играл впереди, много забивал и даже становился лучшим бомбардиром. Команда, за которую он тогда выступал, называлась душевно - "Карамелька". За матчами "Кожаного мяча" внимательно наблюдали люди из лучших спортивных интернатов, поэтому, конечно, способного паренька заметили и стали приглашать. Балтаче было 14 лет, когда он принял решение покинуть родной Мариуполь (тогда – Жданов) и отправиться в Харьков, где под опекой "Металлиста" (еще даже не команды Высшей лиги) работала спортшкола с прекрасной репутацией.
Там из него первым делом сделали центрального полузащитника. Это можно было считать комплиментом - мол, забивать голы каждый сможет, а конструировать игру - только лучшие. Как получилось, что после этого он эволюционировал дальше, в центральные защитники, Балтача и сам не вполне понимает. Предполагает, что скорее всего, на каком-то этапе "здорово прибавил в игре головой". В общем, к тому моменту, когда на горизонте возник селекционер киевского "Динамо" Анатолий Сучков, Балтача уже четко позиционировался как игрок обороны, причем, несмотря на свои 17 лет, выходил в основном составе "Металлиста". Сучков мог убедить перейти в "Динамо" даже камень. Балтача его речами проникся быстро - и потом об этом никогда не жалел. Хотя в "Металлисте" его ценили и любили, а в Киеве отправили в "дубль", откуда немногие могли прорваться наверх. Но Балтача и здесь видит позитив, утверждая: те, кто прошел тогда школу киевского "дубля", получили лучшее футбольное образование из всех возможных.
И уж конечно, для него "Динамо" - это был совершенно иное измерение. Космос, параллельная реальность.
"Когда "Динамо" приехало в мой город Жданов, я, капитан детской команды "Карамелька", вручил перед игрой мяч капитану киевлян Владимиру Мунтяну. И подумать не мог, что окажусь с Мунтяном в одной команде и перед тренировками буду слышать от него: "Серый, давай в два касания сыграем"", - передавал свои чувства Балтача.
Его путь в большой футбол сейчас, с высоты прошедших лет, кажется безоблачным. Уже на второй год своего пребывания в "Динамо" он стал игроком основного состава - Лобановский постепенно избавлялся от центральных защитников прежнего набора Михаила Фоменко и Стефана Решко (особенно ему неудобен был первый как один из зачинщиков бунта против тренеров осенью 1976). Перспективный Балтача тут как раз пришелся весьма кстати. Лобановский доверил ему не просто дебютировать, но сразу - в матче против набиравшего силу "Спартака", и перед игрой поддержал морально, призвав действовать спокойно и ничего не бояться.
К тому времени Балтача уже был чемпионом мира - завоевал этот титул на молодежном чемпионате мира 1977, первом в истории. Короче говоря, самоощущение имел уже немножечко другое. О "Карамельке" уже не вспоминал, да и о "Металлисте" - тоже вряд ли. И остался в "основе" "Динамо" всерьез и надолго.
В самом деле, мало кого Лобановский так ценил, как этого защитника с железным характером и аскетичным видом. И мало кому так доверял. Из состава 1978 десять лет спустя при нем "выжил", кроме Балтачи, только Владимир Бессонов - еще один двужильный и совершенно безотказный футболист, игравший всегда там, где надо было тренеру (то есть, команде). Объясняя, за что он так любит Балтачу, Лобановский говорил, что тот ошибается реже других - и, как обычно, ссылался на статистику, которая и правда свидетельствовала: количество совершенных ошибок у него - наименьшее в "Динамо". Ну как такого не ценить?
Это было, впрочем, очевидно и без цифр, и не только Лобановскому. Ведь в сборную СССР Балтача попал при Константине Бескове, который очень не любил как киевского коллегу-тренера, так и его методы. Но лучших людей, выращенных Лобановским, тем не менее использовал.
На взрослом уровне чемпионом мира Балтача, понятно, не стал. Но в историю чемпионатов мира все-таки вошел. В 1982 на групповой стадии сборная СССР легко разобралась с Новой Зеландией - 3:0. Третий гол оформил как раз киевский центральный защитник, в упор пробивший с линии вратарской после флангового прострела. Как он там оказался? Пришел, как всегда, на розыгрыш углового. Он лучше всех в команде играл в воздухе, кому же еще там было оказываться? Ну, а когда прямой розыгрыш не получился, не стал спешить назад - и дождался своего часа.
Ну так вот, в историю этот гол попал, потому что стал 1100-м, забитым на чемпионатах мира. А такие вещи фиксируются в анналах навсегда.
В то время, в первой половине 80-х, Балтача, безусловно, был топ-центральным защитником СССР – даже круче, чем великолепный тбилисец Александр Чивадзе. С 1981 по 1985 киевлянин - неизменно в списке 33 лучших футболистов страны под первым номером на своей позиции. Когда во второй половине десятилетия для советских спортсменов приоткрылось окно на Запад, он использовал шанс отправиться в Англию. Ему казалось, что с его профайлом, как сейчас сказали бы, ему там самое место. Еще бы - силовой британский футбол с постоянной игрой наверху! Но в Англии, увы, не сложилось. То есть, не сложилось с карьерой игрока, чему много факторов помешало, от языкового до житейского – ну, не вписался в систему "отмечаний" в пабах после каждого матча.
Но жить в Британии он остался, и до сих пор в этой стране, приспособившись к западной жизни так, как, наверное, никто из его коллег по "Динамо". Это ему - компенсация за несколько смазанный финиш карьеры, которая до перехода в "Ипсвич" была просто великолепной!
Федор Ларин, специально для "Террикона"