Евро-2012. Полнопустой стакан
Андрей КАПУСТИН
Как известно, оптимисты, исследуя заполненный до середины стакан, утверждают, что он наполовину полон. Пессимисты, в свою очередь, убеждают, что он наполовину пуст. Применительно к подготовке Украины к Евро-2012, важно третье. А именно, то, что в стакане вообще есть жидкость...
Когда в сентябре Мишель Платини неожиданно объявил, что Украину переводят из красной зоны риска в желтую, приверженцев наполовину полного стакана заметно прибыло. Особенно в рядах чиновников, у которых появился дополнительный повод для проявления публичного внепланового оптимизма. При этом, как обычно, особо не обратили внимания на слова Платини, что вердикт относительно окончательного числа украинских городов, которые смогут принять финал Евро-2012 (а заодно и статуса Киева), будет озвучен на острове Мадейра между 10 и 12 декабря. И пока можно говорить лишь о том, что финал чемпионата однозначно пройдет как в Польше, так и в Украине.
Словом, чистым триумфом это назвать сложно. Особенно на фоне еще нескольких заявлений президента УЕФА, в которых постоянным лейтмотивом были остающиеся нерешенными проблемы подготовки Украины (при отсутствии волнений по поводу подготовки Польши).
Но если отбросить чиновничью любовь раздувать щеки, реальных плюсов с момента заседания исполкома УЕФА 13 мая в Бухаресте у нас все же поднакопилось. Достаточно лишь обратить внимание на один из нюансов приезда в Украину последней (перед Мадейрой) группы инспекторов УЕФА. Казалось бы, мелочь, а приятно. Поскольку инспектора, оценивающие подготовку стадионов, посетят всего три украинских города — Киев, Львов и Харьков. Ибо в Донецке им уже оценивать нечего. В конце октября высший эшелон руководства УЕФА назвал стадион «Донбасс-Арена» «слишком хорошим». А если бы стадионные ревизоры приехали в Украину, скажем, 6 декабря, то УЕФА смог бы сэкономить на командировочных значительно больше. Ибо 5 декабря открывается стадион еще и в Харькове. Чего, кстати, не скажешь о Польше, где о готовности стадионов пока не могут отрапортовать ни Варшава, ни Гданьск, ни Вроцлав, ни Познань. Правда, на этом бравурный марш урезается. И начинается какофония отечественного бытия.
Помните, как шел процесс выделения денег, когда в списке еще пребывало шесть городов? Правильно. Никак. Ибо в этом была своя логика. Строящаяся и на том, что после 13 мая два города, так или иначе, вылетят. А какие именно — неизвестно. К тому же под угрозой был и сам факт дальнейшего пребывания Украины в проекте. Поэтому давать деньги в полном объеме всем подряд было явно не по-хозяйски. Особенно, зная пристрастие украинских чиновников всех уровней к художественному распилу любых объемов финансов.
Правда, после 13 мая картинка тоже не прояснилась. Да, за бортом Евро-2012 остались Одесса и Днепропетровск.
Но Львов, Харьков и Донецк получили не окончательное подтверждение статуса, а лишь отсрочку до декабря. К тому же изменился и статус Киева, который снизили до уровня города, где может пройти разве что полуфинал. Таким образом Украина откатывалась с позиций полноценного партнера на второстепенные задворки запасного аэродрома. Но положение нужно было как-то исправлять. И Верховная Рада затеяла с подачи Кабмина лоббирование законопроекта, обязывающего, как вы помните, Нацбанк изыскать 9,8 млрд. грн. из собственной прибыли. Но против такого подхода восстал Виктор Ющенко и наложил вето. Потом депутаты преодолевали президентское вето, потом Ющенко отказывался закон подписывать, потом свою подпись поставил Литвин, а Ющенко все равно обратился с протестом в Конституционный суд.
С учетом того, что Ющенко намедни причислил себя к шести выдающимся банкирам планеты, может, он был и прав. И правительство вкупе с депутатами, «рэкетируя» Нацбанк, действительно замышляло раскрутку эмиссии. Но со стороны (в том числе и УЕФА) такая игра вряд ли оценивается с оптимизмом. Даже несмотря на то что и Ющенко, и Тимошенко, и Литвин, и Янукович пели о своей верности Евро-2012 фактически с одного листа.
А тут еще абсолютно неожиданно к Украине подкрались гриппы в компании с ОРВИ, и депутаты радостно проголосовали за выделение миллиарда гривен на противоэпидемические мероприятия из бюджета Евро-2012. Опять же — борьба с вирусным злом дело благородное. И политтехнологически воспринимается исключительно позитивно. Одно маскозакидательство чего стоит. Иное дело, что миллиард изымался из несуществующих денег. Поскольку, как вы помните, Ющенко опротестовал выделение 9,8 нацбанковских миллиардов в Конституционном суде. Так что ветирование перераспределения виртуального миллиарда было вполне предсказуемым. Поскольку, подписав проект по гриппозному миллиарду, Ющенко автоматически признавал и остальные 8,8. В итоге грипп пошел на убыль без доплаты, а глобальное финансирование проектов Евро-2012 по-прежнему висит в воздухе.
Из этой же области и постановление Кабмина № 1157 от 21 октября, касающееся направления денег на объекты Евро-2012 из стабфонда.
Казалось бы, снова благая цель. Но, во-первых, речь идет всего лишь о сумме в неполные полтора миллиарда гривен. Во-вторых, как утверждают злые языки, этих денег в стабфонде нет. В-третьих, само постановление расписано так, что понять, почему именно на эти объекты будут направлены эти самые 1492771,3 тыс. грн., со стороны не совсем просто. Минтранс по данной схеме должен получить 701 миллион с копейками. Министерство по делам семьи, молодежи и спорта — почти 665 миллионов. 80 миллионов передаются Министерству жилищно-коммунального хозяйства и 47,6 миллиона — Министерству финансов.
Попробуем разобраться. Допустим, 106,6 миллиона на харьковский стадион «Металлист» понять можно. Равно как и более чем полмиллиарда на НСК «Олимпийский» и стадионы во Львове. А вот дальше начинается туман. Во-первых, абсолютно непонятно, как будут распределяться более 701 миллиона, выделяемые на «проектирование, строительство, реконструкцию и ремонт аэропортов». Будь этих самых аэропортов в Украине два или три, то вопросов бы не было. Но ведь помимо аэропортов в четырех основных городах — Киеве, Львове, Донецке и Харькове, имеются еще и дополнительные. В тех же Полтаве, Луцке, Луганске, Мариуполе, Ивано-Франковске… Их тоже планируют задействовать под нужды Евро-2012. И у каждого объекта своя степень подготовки. Где-то нужно проектирование, где-то строительство, где-то реконструкция, где-то ремонт. Но кому и сколько выделяется денег — неизвестно. Исходя из текста постановления, 701069,5 тыс. грн. ассигнуется на общий банкет. Те же донецкие чиновники во время видеомоста Донецк—Киев, который провели в начале ноября в информационном центре «Украина-2012», так и сказали: мол, о деньгах знаем, но сколько нам дадут (и дадут ли вообще), неизвестно. Не менее интересно и предназначение 47 600 000 гривен.
Эти деньги направляются на «создание и подготовку объектов инфраструктуры Национального университета государственной налоговой службы». Естественно, с привязкой к «проведению финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу».
Откуда и почему вдруг появились эти объекты, а заодно какую роль они играют в подготовке Украины к Евро-2012, естественно, никто не объясняет. Зато на сайте университета можно выяснить, что у этого вуза есть план строительства. И в эту сумму практически укладывается строительство общежитий. Что тоже странно. Ибо если допустить, что в общежитиях налогового вуза будут селить футбольных фанов, то сперва логичнее подготовить общежития все же в самом Киеве, а не в Ирпене, где расположен университет. К тому же по странному стечению обстоятельств именно 47 600 000 гривен выделяются Министерству финансов. Интересно, для чего? Для их дальнейшей отправки в Национальный университет государственной налоговой службы? Так и хочется воскликнуть: «лоббистов в студию!»…
Ну зачем, спрашивается, отгонять деньги, которые вроде бы уже предназначены для конкретных проектов на местах, в министерства? Почему бы сразу не разбросать по конкретным адресам? Тем более что местные бюджеты, за счет которых выполнена львиная доля работ под проекты Евро-2012, латают как могут. Хотя мэры трех городов не устают повторять, что многие проблемы были бы давно решены, если бы Киев вовремя перечислял обещанное. Хорошо еще, что, в Донецке скажем, стадион «Донбасс-Арена» построен за средства Рината Ахметова, а в Харькове есть генеральный инвестор в лице Александра Ярославского, который тянет и стадион, и аэропорт, и тренировочную базу. И который недавно объяснил, что «проект (Евро-2012. — А.К.) должен финансироваться в определенной пропорции из четырех источников: деньги инвестора и деньги бюджетов трех разных уровней (государственного, областного и городского). Правда, в реальной жизни дела обстоят несколько иначе, и бюджетные средства выделяются медленнее, чем мы строим стадион». Т.е. пока основное финансирование идет за счет инвестора. И 9 ноября исполнительный директор UEFA New company Дэвид Тейлор был крайне удивлен, увидев фактически построенное здание нового терминала аэропорта. Ведь еще не так давно перекрытия второго этажа даже не просматривались. При этом ни в Киеве, ни во Львове столь преданных футболу Ахметовых и Ярославских за полгода так и не появилось.
Но, как уже говорилось выше, позитивный багаж все же имеется. Пусть шатко-валко, пусть рывками, но с апреля 2007 года Украина, благодаря тому, что Григорий Суркис придумал участие страны в Евро-2012, меняется. Ну что еще могло заставить власть заняться столь глобальной перезагрузкой инфраструктуры? Восемнадцать лет предвыборного бахвальства, распила и дерибана, и тут на тебе — оказывается, можно. Причем не только на словах, но еще и руками потрогать. Это и стадионы, и терминалы, и больницы, и улицы, и гостиницы, и пропускные пункты… Кто пару лет назад всерьез воспринял бы информацию, что полтавский аэропорт будет принимать «Боинги-737»? В ответ могло бы прозвучать разве что удивление по поводу того, что в Полтаве вообще есть аэропорт…
Понятно, что пока мало. Что еще пахать и пахать. Но все же нас оставили в проекте. Жаль только, что время не ждет. Что президентские выборы так некстати. Впрочем если бы хоть часть обещанных Киевом денег вовремя дошла до адресатов, то даже с распилом ситуация была бы иной.
Но в любом случае кое-что Украина доказала. И инспекторы УЕФА уже приезжают в страну не с оценками осилит — не осилит, а с конкретными программами детальной подготовки турнира. С выработкой планов мобильности и новых схем обеспечения безопасности. А в УЕФА деньги считать умеют. И вряд ли тратили бы впустую тысячи евро на поездки экспертов по украинским городам и весям. В Европе есть места и поинтереснее.
Естественно, что через три недели Украина ожидает от исполкома УЕФА благосклонного вердикта. С сохранением паритетной формулы 4х4, т.е. четыре польских и четыре украинских города, плюс финал в Киеве. Но, несмотря на то, что для наших политиков-чиновников стакан всегда полон, в их окружении есть и реалисты. В том числе те, кто просчитывает возможные последствия иного решения УЕФА, т.е. сокращения числа украинских городов до двух. (Турнир предусматривает четность, и вылетевший город автоматически потянет за собой еще один.) Просчитывают, включая все политтехнологические плюсы и минусы предвыборной кампании. Но об этом сейчас лучше не говорить, поскольку последствия могут быть непредсказуемыми. И локальные войны, которые попытались затеять власти Одессы и Днепропетровска после 13 мая, покажутся детскими забавами. Особенно в разгар президентских выборов и повышенной футбольности электората. Как это ни парадоксально, но в случае возможного нарушения паритета для Украины лучшим выходом была бы еще одна отсрочка со стороны УЕФА. И принятие окончательного решения по поводу числа принимающих городов с учетом украинских политических реалий после выборов в местные советы. Т.е. через полгода…
Что дало бы Киеву «последнее китайское предупреждение»? Думается, немало. Во-первых, чиновники по-прежнему оставались бы в жестком ошейнике неопределенности. Во-вторых, из игры выбыл бы Виктор Ющенко вместе с главой Нацбанка г-ном Стельмахом. В-третьих, в свете продолжающейся угрозы возможного вылета сохранилась бы конкуренция между городами. Что в свою очередь пошло бы на пользу проекту. В четвертых, произошла бы замена игроков в министерских аппаратах. Последнее, правда, не означает, что среди управленцев тут же появились бы профессионалы, но свежую глину формовать всегда легче.
И последнее. Пусть небольшой, но достаточно яркий штрих. На прошлой неделе в информцентре «Украина-2012» проходил круглый стол, на котором независимые эксперты и чиновники гадали, как (да и можно ли) с помощью Евро-2012 «сделать имидж Украины позитивным для зарубежного пользователя». В том числе и для усиления притока туристов и инвесторов. Оставив за кадром то, что позитивный имидж и Украина — понятия взаимоисключающие, было весьма любопытно слушать представителей МИДа, Госкомтуризма и Министерства культуры и туризма. Ибо эти ведомства за последние годы внесли немалый вклад в формирование этого самого позитивного имиджа, растворив без следа и эффекта не один миллион гривен. Помните слащавый ролик «про Украину с балериной», который министерство культуры грозилось крутить на CNN, но, как оказалось, не крутит. Говорят — нет денег. Но были. И кто теперь ответит за то, что Украина не улучшила свой имидж. В смысле репутацию. Так вот. Эксперты в области международного пиара говорят, что в стране беда, скажем, с общественными туалетами, а чиновники в ответ сетуют на нехватку денег для проведения конференций, семинаров и получения опыта за границей. Но ежели деньги появятся, то они готовы возглавить процесс. Как тут не вспомнить о Польше, где за подготовку страны к Евро-2012 отвечает лишь несколько человек. Как по линии правительства, так и по линии УЕФА. С отлаженной вертикалью взаимодействия со всеми структурами как в Варшаве, так и на местах. Да еще и с полномочиями, которые их украинским коллегам могут только сниться…