Бетао: Половина моего сердца - бело-синяя
Официальный сайт “Динамо” продолжает серию интервью со знаковыми легионерами команды беседой с одним из лучших бразильцев в истории клуба - универсальным защитником Бетао.
В первой части интервью Бетао, который все еще хорошо говорит на русском языке, вспомнил, почему решил переехать в Украину, рассказал о памятных моментах в “Динамо” и взаимодействии с партнерами и тренерами.
- Недавно вы отметили 19 лет в профессиональном футболе и выложили в Instagram трехчасовое видео на португальском языке о своей карьере. Интересно, какое место в этом рассказе отведено “Динамо”?
- Я рассказывал о лучших моментах своей карьеры в киевском “Динамо”. О том, что я играл в большой команде, выступал в еврокубках против таких известных футболистов, как Лионель Месси, Самюэль Это′О. Кроме того, успел поиграть вместе с лучшим футболистом в истории Украины - Андреем Шевченко. Тяжелые моменты в адаптации тоже были, ведь в Украине другие культура, язык и климат. Но в целом с “Динамо” у меня связаны очень приятные воспоминания.
- После ухода из “Динамо” вы периодически публикуете архивные фото, записываете обращения к болельщикам “бело-синих”. Скучаете по времени, проведенном в Киеве?
- Да, киевское “Динамо” для меня - второй дом. Я провел в Киеве много времени, и болельщики всегда поддерживали нас. У меня никогда не было проблем в команде, с фанатами или в Украине в целом. Поэтому половина моего сердца - бело-синяя.
Я провел в “Динамо” пять лет - это большой период времени. Пришлось быстро выучить русский язык. Помню, что на своем первом сборе в Австрии в 2008 году я был единственным бразильцем в команде и ничего не понимал по-русски. Тогда Шовковский обратился ко мне по-английски и научил четырем словам - “вперед”, “назад”, “влево” и “вправо”. На первой тренировке я постоянно повторял для себя эти слова, стараясь запомнить. А спустя шесть месяцев уже мог немного говорить по-русски.
- С кем из бывших партнеров по “Динамо” продолжаете общаться?
- Общаюсь с Карлосом Корреа, держим связь с Дуду, Андре и Диого Ринконом - он недавно приезжал в Украину. А с Данило Силвой, который сейчас играет в Америке, к сожалению, уже давно не говорили.
- Выходит следите за новостями и результатами “Динамо”?
- Да, слежу за новостями и трансферами в Instagram. Думаю, сейчас у “Динамо” тяжелый момент. Я давно не видел такой ситуации с результатами киевлян, как сейчас. Считаю, что наша команда, которая играла в 2008-2010 годах, была очень хорошей - и по подбору футболистов, и по результатам. Сейчас же я вижу непонятные для себя результаты. “Динамо” может потерять очки с маленькими клубами, как в последнем перед перерывом матче с “Десной”.
Не могу судить, хороший состав в “Динамо” сейчас или нет, потому что из-за большой разницы во времени не выходит смотреть матчи. Но могу сказать, что футболисты должны играть сердцем. В “Динамо” нужно играть до конца, до последнего момента, до последней капли крови. В мое время, когда играли Диакате, Юссуф, Вукоевич, Эль Каддури, мы были собаками на поле, боролись за имя клуба. Вот это - “Динамо” Киев.
- Расскажите, как происходил ваш переход в “Динамо” в 2008-м и почему решили попробовать себя в Украине?
- В тот момент я подписал 3-летний контракт с “Сантосом”. После шести месяцев в этой команде агент сообщил мне, что киевское “Динамо” хочет меня купить. Тогда я почти ничего не знал об Украине, только то, что это далекая страна и там холодно. Но агент сказал, что это неплохой шанс, так как “Динамо” - хорошая команда, которая регулярно выступает в еврокубках. Я попросил день на раздумья и расспросил своего одноклубника по “Сантосу” Марсиньо, который раньше играл в донецком “Металлурге”, и Карлоса Корреа, который уже выступал в “Динамо”. Они оба сказали, что нужно переходить, это сильный клуб и хорошая страна, хоть и есть культурные различия. После этого я изучил все об Украине в интернете - какая здесь ситуация, на каком языке говорят. И согласился на переход, подписав 5-летний контракт. Как я уже сказал, это был очень приятный момент, и дальше все было хорошо.
- Но в одном из старых интервью после тренировки на сборах в Австрии вы говорили, что вас, наверное, готовят к полету в космос. Было сложно привыкнуть к нагрузкам в “Динамо”, особенно для бразильца?
- Я не могу сказать, что в Бразилии легкие тренировки. Они тоже серьезные, просто строятся по-другому, с использованием других методик. На первом австрийском сборе с “Динамо” я сначала думал, что готов и могу выполнять все (смеется). Но на втором сборе уже привык и все было нормально.
- Помните свой дебют в “Динамо”?
- Помню первый матч в Лиге чемпионов! Для меня играть в Лиге чемпионов было мечтой, все время следил по телевизору за этим турниром, там были большие команды, отличные футболисты, особая атмосфера. Мой дебют в ЛЧ выпал на матч с лондонским “Арсеналом”, за который в то время играли ван Перси, Адебайор, Галлас, Уолкотт. Тогда Семин использовал меня на позиции правого защитника - и мне пришлось играть против ван Перси. Я переживал: “Ну что это такое, как я могу играть против самого ван Перси!”. Но “Арсенал” не играл тогда только на атаку, ван Перси возвращался и в оборону. И я осознал, что могу противостоять ван Перси, а “Динамо” может на равных играть с “Арсеналом”. Матч закончился со счетом 1:1. В сезоне 2008/09 у нас была очень хорошая команда - сильная и жесткая. Тогда мы дошли до полуфинала Кубка УЕФА.
- Чего не хватило в том полуфинале, чтобы пройти “Шахтер”?
- Тогда были хорошие матчи с “Шахтером”, у нас в атаке в тот период играли Бангура, Милевский. Мы пропустили решающий гол на последней минуте ответного матча на старом стадионе в Донецке. Это был очень тяжелый момент, потом долго разбирал его в голове (вздыхает). Если бы мы прошли “Шахтер”, у нас был бы моральный подъем, поэтому, вполне возможно, тоже могли бы выиграть Кубок УЕФА.
Знаю, что когда за “Динамо” играли Шевченко, Гусин, Лужный, - это была очень сильная команда. Мне кажется, что наша команда в сезоне 2008/09 была второй сильнейшей командой в современной истории “Динамо” (улыбается).
- Можете назвать символическую команду из лучших динамовцев, с которыми играли?
- Думаю, так: номер один - Шовковский, это наш герой, наш капитан. Если могу включить себя, то в защите: Данило Силва, Бетао, Юссуф, Эль Каддури. В центре - Карлос Корреа, Еременко, Нинкович, а впереди - Ярмоленко, Шевченко, Бангура.
- Сезон 2008/09 с “Динамо” можно считать самым успешным в вашей карьере?
- Сезон-2005 с “Коринтианс” тоже был хорошим, мы тогда стали чемпионами Бразилии. В команде были Карлос Тевес, Хавьер Маскерано, Карлос Алберто. Думаю, по подбору игроков это была лучшая команда, в которой я играл, на каждой позиции был большой футболист. А самым сильным сезоном можно считать 2008/09 с “Динамо”.
- Первое время в “Динамо” вы играли правого защитника, потом центрального, а в последнем сезоне часто выходили и на левом фланге. С кем из партнеров в обороне взаимодействовать было комфортнее всего?
- Было хорошо играть и с Хачериди, и с Юссуфом, и с Диакате. Это сильные футболисты, у меня не было проблем во взаимодействии ни с одним партнером на поле.
- С “Динамо” вы отыграли в нескольких сезонах Лиги чемпионов и Лиги Европы. Кто из нападающих, против которых выходили, был самым неудобным?
- Сложнее всего было с Месси! В 2009-м мы встречались с “Барселоной” в Лиге чемпионов. Последний матч группового этапа проходил на стадионе имени Лобановского, нашим тренером тогда был Газзаев, а я обычно играл на правом фланге обороны. На установке Газзаев сказал: “Бетао, Лионель Месси играет левой ногой, а ты - правой. Давай попробуем, ты будешь играть левого защитника”. Я засмеялся и сказал: “О, это не тяжело. Хорошо, но это Месси, он может играть и правой ногой, и левой, и головой - как угодно”. Газзаев ответил: “Давай попробуем, ты будешь играть с ним один в один, если он отойдет в центр поля - ты тоже, если сместится на фланг - ты тоже, когда пойдет в раздевалку - ты тоже”. В том матче мы уступили 1:2, но после игры журналисты говорили, что я хорошо играл против Месси, и Газзаев тоже сказал: “Бетао, поздравляю, хоть мы и проиграли, но ты очень хорошо сыграл”. Это было приятно.
- Какой матч за “Динамо” запомнился как самый экстремальный?
- Конечно, был такой матч! Мы играли с БАТЕ в Минске, когда там было -22. Утром перед матчем у команды обычно прогулка, но я не понимал, как можно гулять в таких условиях. Когда мы приехали на стадион, поле было полностью белым. Я думал, что не смогу играть в такой холод и снег. Когда вернулся в раздевалку в перерыве, даже не хотел выходить на второй тайм. Не чувствовал пальцев на ногах. Это было самым тяжелым моментом.
- В “Динамо” вы работали с четырьмя тренерами - Семиным, Газзаевым, Блохиным и Ребровым. Кто повлиял на вас больше остальных?
- Думаю, Семин для меня был лучшим тренером. Он очень хороший человек и наставник. Про Газзаева и Блохина я не могу сказать ничего плохого, но Семин умел зарядить хорошим настроением, а кроме того - он пригласил меня из Бразилии.
- Помните проигрыш “Шахтеру” в 1/16 финала Кубка Украины-2012/13, после которого Семин был уволен? Вы в том матче допустили результативную ошибку и разговаривали с тренером на повышенных тонах. Что тогда произошло?
- Понимаю, о чем вы говорите. Помню, что мы играли в Донецке, а я проиграл в борьбе Адриано и Тейшейре. Семин кричал: “Бетао, как можно так играть?”. Я тогда сказал, что проиграл в тех моментах и понимаю свои ошибки, но выигрывает не один футболист, а команда, и проигрывает тоже вся команда. Да, случаются ситуации, когда тренер зол на футболиста, а футболист не согласен с тренером. Это нормально. Никаких проблем с Семиным у меня не было.
- Сможете кратко описать каждого из тренеров, с которыми работали в “Динамо”?
- Семин - это хорошая энергия, мотивация и настроение. Газзаев - жесткий и серьезный стратег. Блохин держал дистанцию, мне такой подход не очень нравился. А Ребров - он супер, хороший футболист и тренер.