Семен Альтман: В сборной Молдавии ничего не получилось и не могло получиться
Ветеран тренерского цеха Семен Альтман рассказал о кризисе в "Черноморце" и периоде работы с молдавской национальной командой.
- Как популярный и именитый "Черноморец", который вы 14 лет назад привели к бронзе чемпионата Украины, мог превратиться в середняка первой лиги?
- Для меня это больной вопрос - и тема отдельного разговора. Все это не сегодня началось. Я и сам, будучи главным тренером, многое пережил - и с тех пор, как бизнес вошел в футбол, предвидел то, что происходит сейчас. Причем речь о бизнесе, я бы сказал, советском. Поэтому сегодня нахожусь по другую сторону баррикад - и считаю, что успехи моего родного "Черноморца" остались в прошлом.
Идеология бизнеса - корпоративная, идеология спорта - коллективная. В чем разница? В корпорации человек - это как кусок кирпича или сала. Не подошел - его выкинули и взяли другой. А настоящий коллектив (не надо путать с советским колхозом) - это когда у человека видят душу. В коллективе каждый - это личность.
Для большинства как украинских, так и российских бизнесменов, руководителей, которых судьба заносит в футбол, "душа" и "личность" - понятия абстрактные и неактуальные. Они убеждены: что нельзя купить за деньги, то можно купить за большие деньги. И у них ничего не может получиться, потому что не понимают роли человеческого фактора и того, что футбол - не корпоративный бизнес.
- Как сложился недавний отрезок работы в сборной Молдавии?
- Тяжело. Ничего не получилось, и, как я теперь понимаю, не могло получиться. Со мной работали отличные помощники, но решить вопросы, которые накапливались годами, а то и десятилетиями, оказалось невозможно. В Молдавии занимал должность директора национальных команд и хотел выстроить институт сборных таким же образом, как у нас в Украине, - потому что во времена президентства в ФФУ Григория Суркиса был к его созданию немного причастен.
У меня с Молдавией связаны хорошие воспоминания - два чемпионства с "Зимбру". Но тогда я застал хорошее поколение футболистов, которое мне поверило и пошло за мной, - Епуряну, Ребежа, Митерев, Куртиян, Клещенко, Тестимицану, Борец и другие. С тех пор прошло 20 с лишним лет - и, приехав туда вновь, обнаружил, что стало во много раз хуже.
А когда с поста президента федерации футбола ушел Павел Чебану, который позвал меня в Молдавию с той самой идеей об институте сборных по украинскому образцу, - развалилось вообще все. Была банка с пауками - а тут пауки расползлись и после ухода Чебану активизировались.
Когда меня попросили на несколько месяцев взять первую команду, признаюсь, не хотел этого делать - но поддался на уговоры. 31 декабря мой контракт с федерацией закончился, и я вернулся в Одессу.
Подробный анализ своей работы в Молдавии я изложил в письме президенту федерации, а параллельно отправил его на несколько сайтов популярных местных изданий. Но только одно из них, "Комсомольская правда в Молдове", 29 января его напечатала. Ряд других - отказались, чтобы не портить отношения с футбольным руководством.
- Чем занимаетесь сейчас - если забыть о паузе на коронавирус?
- Мой сын, лицензированный тренер УЕФА, сегодня занимается в Одессе детским футболом, - и я тоже в него погрузился. Когда-то ведь начинал в тренерской профессии именно со СДЮШОР "Черноморец" - и только потом стал помощником Виктора Прокопенко в первой команде. К своему большому удивлению, обнаружил, что сейчас, в XXI веке, дела в городском детско-юношеском футболе, по моему мнению, обстоят хуже, чем в отлаженной советской системе, при школах олимпийского резерва. Поверьте, это не старческое брюзжание, а понимание истинного положения дел. Коронавирус пройдет - а все эти проблемы останутся. Вот за что душа болит.