Куда поедет цирк "Формулы-1"?
Финальная гонка сезона закончилась, впереди – зимнее межсезонье, во время которого тоже будут происходить важные события, определяющие облик Формулы 1 в ближайшем будущем. Британский комментатор и эксперт Джеймс Аллен рассуждает о переменах, которые ждут автоспорт…
Джеймс Аллен: «Теперь моторы машин Формулы 1 мы услышим только в ноябре, когда в Хересе начнутся тесты молодых гонщиков. После этого никто не сядет за руль до февраля. Для публики Формула 1 погрузится в глубокий сон, хотя за кулисами по-прежнему будет происходить немало интересного, и планы на межсезонье обсуждаются и составляются уже сейчас.
Для некоторых механиков и инженеров эта гонка была последней, потому что зимой команды будут вынуждены сокращать штаты. Сейчас команды привозят на гонки по 70 человек, но вскоре 25 сотрудников их этого числа придётся уволить.
Force India и Brawn GP будет несложно уменьшить численность своих гоночных бригад до 45-ти человек, поскольку они уже сейчас примерно на этом уровне. А вот McLaren, Ferrari и Toyota придется намного труднее. Большие команды уже сейчас обращаются к маленьким с просьбой пойти им навстречу и позволить проводить сокращения постепенно, чтобы в следующем году сохранить какую-то часть персонала.
Кроме того, многие эксперты считают, что, урезая до минимума тесты, Формула 1 зашла слишком далеко. В этом сезоне стало ясно, что какие-то тесты необходимы, чтобы во-первых готовить молодых гонщиков, а во-вторых, чтобы отстающие команды могли испытывать какие-то технические новинки и быстрее прогрессировать. Разумеется, речь не идет о том, чтобы содержать полноценные тестовые бригады, но можно ведь решать какие-то небольшие проблемы, и это уже облегчит жизнь.
Проанализируем, к примеру, ситуацию с молодыми гонщиками. В 2006-м BMW дала возможность дебютировать Себастьяну Феттелю, и он проехал немало кругов по пятницам, поскольку в те времена командам разрешалось во время тренировок выпускать на трассу молодежь. Соответственно, когда представилась возможность, Феттель вышел на старт гонки, уже будучи неплохо подготовленным.
Роман Грожан и Хайме Альгесуари оказались в иной ситуации: они небесталанны, но оказались не готовы к суровой реальности Формулы 1, с которой им пришлось столкнуться в этом году. Карьера Грожана, возможно, просто загублена, хотя Альгерсуари еще повезло, поскольку Toro Rosso – это своего рода “гоночная академия”, где “студентам” многое позволено. Но Формула 1 не может разбрасываться молодыми, подающими надежды дарованиями. Гонщиков растят годами, а потом их карьеры оказываются до обидного короткими. Поэтому руководители некоторых команд вновь собираются по пятницам выпускать на трассу молодежь, и это надо только приветствовать.
Если говорить о деловом аспекте, то в Абу-Даби шла серьезная работа. Сюда прибыл в полном составе совет директоров Mercedes и все руководители Brawn GP. Очень активно себя вели арабские инвесторы, и, по мнению многих, вскоре можно ждать официального заявления о том, что фонд Aabar, которому принадлежат 9% акций Mercedes, приобретает контрольный пакет акций Brawn GP. Подготовка сделки идет, после чего в ближайшем будущем Brawn GP может надолго утвердиться в числе топ-команд.
Приехал сюда и Дэвид Ричардс. Он ищет возможность заключить контракт с какой-либо из существующих команд, но не для того, чтобы возглавить её и бывать на гонках: он хотел бы провести реструктуризацию в соответствии с договоренностями об ограничении расходов и разработать долгосрочную стратегию развития. Он отлично с этим справится, и, по-моему, в подобной помощи нуждается Renault. Возможно, уже в Абу-Даби такие договоренности были достигнуты, но вряд ли вы увидите Ричардса на пит-уолл.
Рон Деннис появился в паддоке впервые с начала сезона. Он занят привлечением инвесторов к своему проекту дорожного суперкара и вместе с деловыми партнерами, Мансуром Оджеем и фондом Mumtakalat, ищет возможность выкупить пакет акций McLaren, принадлежащий Mercedes.
Однако определиться с ценой будет непросто. Болезненным моментом для боссов McLaren будет и то, что как только они заплатят деньги Mercedes, эти средства тут же получит Brawn GP.
Автодром в Абу-Даби стал украшением Формулы 1, и в отличие от Шанхая и Стамбула, он не будет стоять особняком, а со всеми его великолепными отелями, ресторанами и гаванью станет крупным культурным центром. Люди, построившие Яс Марину, доказали, что умеют добиваться своих целей: здесь все отлично продумано, и этот автодром гораздо лучше интегрирован в Формулу 1, чем некоторые другие новые трассы. Поэтому я считаю, что он останется в календаре чемпионата очень надолго».