Сивуха: Тренерская рокировка в сборной Украины произошла еще до Евро-2016
Экс-тренер сборной Украины Юрий Сивуха - о провале национальной команды на Евро-2016, своей клубной деятельности и работе с Рустамом Худжамовым.
- Почему все-таки мы провалили ЕВРО-2016? Вячеслав Шевчук, например, сказал, что обстановка в сборной была нездоровая из-за того, что все понимали: раз Шевченко уже в команде, значит, Фоменко - отработанный материал. А потому ни его самого, ни его слова всерьез никто не воспринимал. Мол, Фоменко это чувствовал и терял контроль над ситуацией. Вы согласны?
- Я читал это интервью Славы. По сути все верно: по факту тренерская рокировка произошла еще до ЕВРО. А потому многие игроки, особенно молодежь, вышли из подчинения и относились к наставнику без подобающего уважения. Хотя я ведь помню, когда мы только приняли сборную в 2013-м, футболисты Фоменко в рот заглядывали, выполняли все, что он требовал. Уверяю вас, что и во Франции Михаил Иванович делал все то, что должен был. И бразды правления из рук он не упустил. Он такой человек, что его не свернешь ни влево, ни вправо, ни задний ход не заставишь включить. Своему мнению он никогда не изменяет. А то, что на ЕВРО до футболистов не удалось достучаться - так это уже другой вопрос. Конфликт накануне чемпионата между Ярмоленко и Степаненко тоже не добавил команде положительного настроя.
Ну, вы ж видели, как мы играли: вроде и неплохо, но без злости, без того, чтобы вцепиться в результат зубами. Как это сделали с нами ирландцы. Я был ошеломлен: они как начали с первых минут прессинговать, так и давили, прыгали до самого конца. Вспоминаю французов в ответном матче плей-офф в 2013-м. Перед игрой проходили мимо, а у них глаза - бешеные, безумные, как будто каких-то пилюлек наелись. Друг друга заводят: "Сейчас мы их разорвем!" Когда у людей такой настрой, играть против них очень сложно.
- Покинув после ЕВРО сборную, вы недолго поработали в казахском "Актобе". Что-то почерпнули от пребывания там?
- Поехал туда по приглашению Игоря Рахаева, который был главным тренером. Со всеми нами подписали годичные контракты. В Казахстане так принято: все контракты - на год, потом переподписывают. Но у нас в "Актобе" не получилось. Почему? Незадолго до нашего появления бывший президент клуба попал под суд за какие-то недостачи. Плюс у них, видимо, были какие-то старые прегрешения. Потому что судьи к нам относились, что дома, что в гостях - слишком предвзято. Не скажу, что откровенно засуживали, но постоянно потихоньку "душили". Поэтому нам не было помощи ниоткуда. И мы, пока входили в курс дела, в одном месте получили оплеуху, в другом, и нас поменяли на других тренеров. Тем не менее получил удовольствие от того, что опять увидел там полные трибуны. Плюс снова оказался в бюджетном клубе, чего у нас сейчас нет. В Казахстане только пара ведущих команд имеет частных владельцев, остальные - муниципальные. Поэтому там все четко, никто никого не обманывает, в полном объеме получаешь все, что у тебя прописано в контракте, и расстаешься с людьми цивилизованно.
- Продолжая тренерскую тему. Рустам Худжамов - лучший из ваших воспитанников?
- Ну, не воспитанник, а подопечный: не я ведь закладывал в него азы футбола. Рустам попал ко мне в ФК "Харьков", имея за плечами школу "Динамо". Что-то мне у него нравилось, что-то нет, но в процессе совместной работы мы нашли общий язык. Когда от тренеров на него сыпались шишки, я старался его поддержать. Все было. Но я считаю так: я никого не могу научить, а вот они могут научиться: если готовы воспринимать, впитывать. Вратарский тренер - это больше помощник. Он не столько учит, сколько развивает сильные качества. Сам вратарь не может взглянуть на себя со стороны, и ты ему в этих моментах помогаешь: правильная стойка, правильный выбор позиции, другие вратарские нюансы. И чем выше класс твоего подопечного, тем быстрее он все это усвоит.
- Чем занимаетесь сейчас?
- После Казахстана вернулся в Харьков. А тут было место в команде "Металлист Юниор", это дубль "Металлиста 1925". Сейчас я работаю там тренером вратарей.