Как СССР приняли в ФИФА
25 июля 1946 года в маленьком и относительно уцелевшем после Второй мировой войны Люксембурге прошел первый послевоенный конгресс ФИФА, который имел, по мнению многих экспертов, историческое значение.
Уже простое перечисление лишь некоторых решений этого форума дает повод говорить об этом. Во-первых, сам факт проведения конгресса засвидетельствовал – несмотря на то, что война надолго прервала нормальную спортивную жизнь в мире (между последним довоенным чемпионатом и первым послевоенным прошло долгих 12 лет), мировой футбол все-таки не умер. Там же, в Люксембурге, страной, которая должна была принять первый послевоенный мундияль, была названа Бразилия. И дело не только в том, что эта страна всегда была футбольной до мозга костей. Дело в том, что Бразилия, в общем-то, по объективным причинам оказалась единственной страной, которая смогла предоставить полные гарантии по организации соревнования глобального масштаба.
На этом же конгрессе состоялось долгожданное возвращение в мировую футбольную семью всех четырех британских футбольных ассоциаций - Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. Особое значение футбольный "саммит" 1946 года имел и для наших отечественных любителей футбола – именно в Люксембурге представитель югославской федерации ходатайствовал о приеме в ФИФА Советского Союза; тогда эти два государства еще дружили. Это ходатайство было одобрено всеми участниками конгресса, а официальный прием федерации СССР состоялся три месяца спустя - в октябре.
В то же время, на этом же конгрессе из ФИФА были исключены Германия и Япония, а вот Италию, которая также во время войны пребывала в союзе с нацистской Германией, пощадили. Сказались большие заслуги итальянского футбола перед спортивным человечеством – Италия первой из европейских стран принимала у себя чемпионат мира, да и "Скуадра адзурра" дважды до войны выигрывала мировое "золото" (1934 и 1938).
Наконец, 25 июля 1946 года главный приз мировых чемпионатов – золотая богиня Нике – стала официально именоваться Кубком Жюля Римэ. Так мировая футбольная общественность выразила свое уважение к президенту ФИФА, который очень много сделал для становления футбола во всем мире. А вручил в этот день кубок господину Римэ другой герой мирового футбола – вице-президент федерации футбола Италии доктор Отторино Барасси, который, собственно, и спас этот почетный приз для всего человечества. Злые языки утверждали тогда, что такой чести глава ФИФА удостоился в качестве благодарности за неисключение Италии из своей организации.
Кстати, о Барасси. Как уже было сказано, сборная Италии в 1938 году стала двукратным чемпионом мира. Итальянцы очень надеялись выиграть и мировой чемпионат 1942 года и таким образом навечно оставить у себя самый главный мировой футбольный трофей. Но осуществлению честолюбивых замыслов итальянцев помешала война.
Поначалу статуэтка хранилась в отделении Швейцарского банка в Риме. Когда же стало понятно, что мировой войны не избежать, Отторино Барасси каким-то образом сумел завладеть призом, приняв его охрану на себя. Немецкие и итальянские фашисты, прознав о таинственном исчезновении богини Нике, не раз врывались в дом Барасси с обыском, переворачивали все, но каждый раз уходили ни с чем.
Ведь никому не могла даже прийти в голову мысль порыться в куче старой рухляди под кроватью? А ведь именно там, в рваном сапоге, скрывался будущий Кубок Жюля Римэ.