Ван дер Меер: Я не мечтатель! Я точно знаю, чего хочу
- Прежде всего, я хотел бы отметить, что те игроки, которые покинули нашу команду этим летом, покинули нас по той причине, что мы хотим развиваться. Мы хотим развивать новых молодых футболистов. Изменения коснулись целого ряда позиций. Некоторые игроки были слишком взрослыми, а другим очень юные. Ну а некоторые были просто не нашими футболистами, и это касалось тех, кто не попадал в основную обойму. Мы также хотели поменять тех исполнителей, которые не подходят нам по разным причинам. Мы и сейчас продолжаем работу в этом направлении.
Что касается наших новобранцев, то я доволен уровнем тех ребят, которые влились в наш коллектив. Прежде всего, у меня есть вера в то, что они будут вместе с нами развиваться. Эти футболисты пришли к нам не на пределе, а с хорошим потенциалом роста. Комвалиус – высокий, забивной форвард. Этот парень – думающий нападающий, и это качество делает его очень интересным на своей позиции. Он мой соотечественник, но я его раньше не видел, поскольку в Голландии он играл только в детском возрасте. Далее его карьера проходила в Китае, Казахстане и Германии. Он приехал к нам на сборы и произвел хорошее впечатление. Его качества нападающего как раз совпали с нашими требованиями. Мы искали форварда подобного плана. У него за спиной хорошая школа. Мы знаем систему обучения в Голландии, и именно в тактике он оказался особенно хорош. Поэтому мы понимаем, что от него можно ожидать. Комвалиус для нас – это качественное приобретение. Он нам может очень помочь.
По поводу Боя, то он игрок середины поля, нацеленный на атаку. Он пришел к нам по рекомендации нашего нового помощника Якоба Гала. Они ранее работали вместе, поэтому его возможности нам прекрасно известны. Бой – не Лазич. Лазич был умным, опытным, очень смышленым футболистом на поле. На самом деле не много таких футболистов, как Лазич, мы можем найти, особенно исходя из наших возможностей. Мы начали искать альтернативу и более того, мы до сих пор в поиске, поскольку я считаю, что мы нуждаемся в усилении атакующей игры именно из глубины поля. Бой может справиться с этой задачей. Он играет на нескольких позициях: и на месте Лазича, и под нападающими. По нашей системе, когда мы играем 4-3-3, он может закрыть не только позицию центрального полузащитника, но и сыграть на флангах. У Боя хороший пас, хороший удар, он подкован технически. Он игрок хорошей квалификации. Мы искали как раз таких футболистов, как Бой и Комвалиус в нападении. На сборах некоторые игроки прочувствовали серьезную конкуренцию именно в линии атаки.
Не могу не отметить и изменения в обороне. Нас покинул Барановский и на его место мы взяли Стаменковича. Это крепкий защитник способный закрыть центр обороны. А справа к нам присоединился Павел Пашаев, так что уже сейчас вырисовываются контуры нашей команды. Я по-прежнему считаю, что у нас недостаточно футболистов. Я каждый раз, общаясь с президентом клуба, с которым у нас сложились доверительные отношения, обсуждаем возможное усиление состава. Да, есть трудности. Но мы не паникуем, не впадаем в крайности и ищем варианты, которые будут приемлемы. Мы не хотим брать футболистов для количества. Мы хотим, чтобы игрок пришел на конкретное место, с конкретными способностями. Поэтому нам всем нужно набраться терпения, поскольку скелет нашей команды еще стоит на месте. Конечно, было бы идеально уезжать на сборы уже укомплектованными. Но таковы реалии, что не всё получается так, как хотелось бы. Очень много разного рода трудностей и мы с пониманием относимся к тому, что комплектация идет с задержками.
Я тренер такой формации, который работает с теми игроками, что есть в наличии. В этом плане я работаю с холодной головой и придерживаюсь той философии, которая у нас есть. Я уверен, что до закрытия трансферного окна мы получим тех футболистов, которые нам необходимы. Время еще есть, и мы продолжаем искать варианты усиления команды.
- Если я должен буду поставить какие-то деньги на одного игрока с прогнозом о его потенциале, и чтобы не обидеть тех футболистов, что находятся сейчас в моем распоряжении, я все-таки могу сказать, что в «Стали» есть люди способные удивить футбольную Украину. Я говорю о Марьяне Мысыке. Это очень одаренный футболист. Есть еще один игрок, от которого я ожидаю всплеска уже в этом сезоне. Но об этом мы с вами поговорим в конце чемпионата. Я просто боюсь, что если сейчас назову его имя, то могу потерять этого игрока. Если бы я был тренером таких больших клубов, как «Динамо» или «Шахтер», то сразу незамедлительно его купил бы. Я очень на него рассчитываю в «Стали», и скажу вам его имя по большому секрету. А потом мы вспомним наш разговор и посмотрим, прав я был или нет.
- Могу вам сказать абсолютно точно, что в построении игры никаких изменений не будет. Сталь будет строить свою игру также, как и в прошлом сезоне. Мы будем играть в футбол, стараться много прессинговать, отбирать мяч у соперника как можно раньше, и попытаемся забивать больше мячей, и я надеюсь, что в этом аспекте у нас произойдут изменения. Болельщикам нужен красивый футбол в атаке. Люди хотят динамики, скорости и как результат забитых мячей. Но и самое главное, что прошлый сезон мы закончили не на той позиции, на которой бы нам этого хотелось. Сейчас наша задача войти в лидирующую группу команд – как минимум это шестое место, а как максимум занять позицию, дающую право участвовать в еврокубках.
- Прежде всего, я смотрю за своей командой. И все мы в клубе, по понятным причинам, переживаем только за «Сталь». Что же касается в целом украинского футбола, мне искренне жаль того, что здесь происходит, это пагубно отразиться на всех без исключений участников футбольного процесса. Такое можно увидеть во многих странах. Нечто подобное я видел и в Голландии. Один клуб три года назад был чемпионом, а сейчас на грани выживания. У этих проблем разные корни, но абсолютно очевидно, что в украинском футболе что-то пошло не так. Два гранда – «Динамо» и «Шахтер» – много лет диктуют свои условия, и, увы, это происходит не только на футбольном поле. Сейчас разница в классе между ними и остальными командами еще больше. Исчезают некогда сильные коллективы. Посмотрите на Днепр, Одессу. Это очень плохо, что нет хорошей конкуренции. От этого падает общий уровень и интерес к чемпионату. Команды штрафуют за невыполненные финансовые условия и это большая проблема.
То, что я хочу со «Сталью» – это выигрывать каждую игру. Если наши соперники начинают сезон с -6, с -9 очков, то с одной стороны мне все равно - наша цель выигрывать, а не обращать внимание на «Карпаты», «Днепр» или «Волынь». С другой стороны, молодые игроки в этих клубах наверняка будут сверхмотивированы для того, чтобы доказать свои амбиции в футболе. Если есть те, кто утверждает, что с ними будет легко справиться, то эти люди заблуждаются. Новый сезон в существующих реалиях точно будет непредсказуемым. Да, безусловно, есть минус в этой ситуации для проблемных клубов, но также можно найти и много плюсов. Пришло время молодых, а, как известно, молодость способна на сюрпризы. Так что я надеюсь на сюрпризы, но только не так, как это было у нас в прошлом сезоне с харьковским «Металлистом». Они ушли в глубокую защиту, а так играть легче. Но мы любим атаковать, и нам будет очень тяжело взламывать такую оборону, чтобы пробиться через стену. Но стена – это не футбол. Зритель пришел посмотреть на игру. Нужно, прежде всего, играть, а не возводить стену у своих ворот. Да, санкции, скорее всего, будут диктовать им манеру игры, ведь каждое очко для штрафников имеет большую цену. Но повторюсь, на мой взгляд, это не повод достигать результата, демонстрируя антифутбол.
- Для меня, как и для команды, каждая игра – это принципиальное противостояние. Конечно, играя против таких команд как «Шахтер», «Динамо», каждый хочет добиться какого-то положительного результата. Или, как минимум, показать достойную игру. В тоже время, если ты обыгрываешь «Шахтер» или «Динамо», но тут же уступаешь, например, обновленному «Днепру», то какой смысл в этих сиюминутных триумфах игрового дня? Тут самое главное то, что ты получаешь в конце пути. А в конце мы хотим быть, как минимум, приближенными к вершине, а забравшись туда, играть в еврокубках. Главное – конечный результат. Помните, в том сезоне мы сыграли с «Шахтером» 3:3? Это была фантастика! Команда и болельщики были в прекрасном расположении духа. Мы все были просто счастливы! Но потом мы проиграли 0:1 «Черноморцу» и эта игра оставила в моей памяти гораздо больший след, чем ничья с «Шахтером».
- Конечно же, мы все мечтаем поскорей вернуться домой. Играть для наших болельщиков, для каждого, кто живет в этом городе. Но ситуация сейчас такова, что я хоть и строитель, но строю команду, а не строю стадион и от меня в этом вопросе ничего не зависит. Я – тренер. Есть другие люди, которые занимаются вопросом по стадиону. Они серьезно этим занимаются. И я думаю, что они понимают, что этот вопрос нельзя оттягивать надолго. Вопрос со стадионом очень сложный, но его нужно решить и как можно быстрее, чтобы наши болельщики имели возможность переживать за команду в родных стенах. Мы действительно счастливы, что нас поддерживают на «Метеоре». Да, могут приехать далеко не все, но каждый болельщик для нас очень важен. Наших фанов мы видим не только на «Метеоре», но и на других стадионах. Мы чувствуем их поддержку.
- Я точно не мечтатель. Я также не верю в совпадения или стечения обстоятельств. Я привык всё тщательно спланировать и организовать работу согласно графику. Мы планируем всё до мельчайших деталей, всё, что может помочь нам в нашей работе. Я хочу быть в одной орбите с игроками, чувствовать их. Но иногда мне нужно отойти в сторону для того, чтобы посмотреть на всё сбоку. Возможно, я не такой тренер, каких привыкли видеть в Украине. Да, у нас в команде весело – у нас отличная атмосфера. Я хочу видеть команду сплоченной, чтобы она была одним целым. Чтобы она переживала вместе и хорошие моменты, и период неудач. Внутри между собой мы обсуждаем всё что угодно. Наша раздевалка – это наш дом. Там можно говорить обо всём, и это всегда останется между нами. Я предельно откровенен с нашими игроками и делаю всё, чтобы они чувствовали моё внимание и доверие. Ровно настолько я хочу и обратную отдачу от них. Ни на 90 процентов, а на максимум. Мы строим команду с большой буквы невероятным трудом. С самого утра до позднего вечера тренеры, персонал, руководство, трудится для того, чтобы футболисты не знали проблем, и все мы ожидаем от них отдачи на максимум, на все 100 процентов.
- Меня многие спрашивают. Достаточно ли мы проводим тренировок, получают ли футболисты необходимые нагрузки. Это очень легко - заставить футболиста вырвать на тренировке, не давать ему возможности прийти в себя и постоянно нагружать. И со стороны это будет действительно выглядеть, что вот они работают, не жалея себя. Но это неправильно. Нужно всё делать думая. Всё должно строиться на каких-то причинах, фундаментальных основах. Я – строитель. Мне нравится работать вдумчиво.
Мне нравится работать с молодежью. Мы понимаем наши реалии и пора прекратить разговоры, о каком-то футболе «Барселоны» у нас. Этого мы не можем делать, поскольку это может делать только одна команда – «Барселона», и то не сейчас, а раньше. А о том, что мы хотим или не хотим: мы точно не хотим длинных передач. Нужно отучиться от бездумных забросов на удачу вперед. Каждая команда играет так, как она хочет. То, что мы хотим – это быстрый пас. И то, к чему мы стремимся – это достижение максимума на поле, чтобы наш футбол был красив. Это далеко не всегда получается, но тот, кто не ставит цель, никогда к ней даже не приблизится. Мы давно изменили стиль игры команды, и впредь будем продолжать наше движение вперед.