Так умирает "Формула-1"
Нынешнее противостояние Международной автомобильной федерации (FIA) и Ассоциации команд "Формулы-1" (FOTA) имеет все шансы стать самым серьезным административным конфликтом в новейшей истории автомобильных гонок. По мнению большинства экспертов, "Формула-1" не переживала ничего подобного с 1982-го года, когда чемпионат оказался в похожей ситуации и был на грани раскола. Даже действующие лица остались практически те же самые.
Предпосылки
Причины противостояния команд и федерации автоспорта обозначились еще прошлой осенью, когда компания Honda в связи с финансовым кризисом решила закрыть свою "формульную" программу. Японцы заявили, что команда будет выставлена на продажу, а если покупатель не найдется в срок, то гоночное подразделение будет полностью расформировано. Сотрудники команды, в том числе ее техдиректор Росс Браун и пилоты Дженсон Баттон и Рубенс Баррикелло, рисковали остаться без работы. Лишь благодаря титаническим усилиям промоутера "Формулы-1" Берни Экклстоуна и команды McLaren, которые помогли экс-"Хонде" заключить договор с компанией Mercedes-Benz на поставку двигателей на выгодных условиях, конюшню удалось спасти - ее владельцем стал сам Росс Браун, переименовавший новую команду в Brawn GP.
Причем "Хонда" оказалась не первой заводской командой, покинувшей "Формулу-1" из-за нехватки средств - в 2004-м году концерн Ford разочаровался в чемпионате мира и продал команду Jaguar Дитриху Матешитцу, владельцу бренда Red Bull.
Поэтому, как справедливо решил глава FIA Макс Мосли, пришла пора заняться сокращением затрат команд на участие в "Формуле-1". И чем быстрее, тем лучше.
Бороться за снижение расходов FIA решила при помощи спортивного регламента первенства, в который был внесен пункт о добровольном ограничении бюджетов команд. Предполагалось, что новое правило должно было вступить в силу с сезона 2010-го года - командам предложили ограничить свои бюджеты на отметке в 40 миллионов фунтов стерлингов (около 45 миллионов евро) в обмен на существенные поблажки в техническом регламенте. Участникам чемпионата, согласившимся сократить свои расходы, разрешалось снять ограничитель оборотов двигателя и проводить неограниченное количество тестов, использовать регулируемое заднее антикрыло и так далее. Тем же, кто откажется ограничить свои расходы, предлагалось готовить свои болиды по другим, куда более жестким техническим требованиям.
По словам бывшего технического директора команд Jordan, Renault и Toyota Майка Гаскойна, озвученные FIA послабления позволят болидам ехать на две секунды на круге быстрее тех машин, которые будут построены по жестким техническим требованиям. Однако нынешние участники FOTA, по их собственным словам, за оставшиеся до старта нового сезона месяцы физически не успеют реструктурировать свои команды и перенаправить финансовые потоки, а выступать на заведомо медленных автомобилях они не хотят. Как заявили представители топ-команд, новые правила учитывают интересы новичков "Формулы-1", которым придется разрабатывать машины с нуля, и ставят действующих участников чемпионата в заведомо невыгодные условия.
FIA, посчитав эти доводы вполне обоснованными, пошла на уступки - спортивные чиновники предложили повысить максимальную планку ограниченного бюджета до 100 миллионов евро на 2010 год, обязав при этом команды из FOTA оказывать техническую поддержку новичкам. Таким образом, у крупных команд появился бы дополнительный год на перестройку своего бизнеса и подготовки к сезону 2011-го года, который планировалось провести по утвержденным ранее правилам с ограничением бюджетов на отметке в 40 миллионов фунтов. Однако команды позже отвергли и такой вариант "промежуточного" регламента.
По мнению FOTA, новый регламент в любом случае приведет к расколу чемпионата на две "лиги", выступающие по разным правилам, что противоречит принципу равноправия всех команд, который пропагандирует ассоциация. Однако равноправия в современной "Формуле-1", как оказалось, нет и сейчас. В ходе нескольких судебных заседаний, состоявшихся за время конфликта FOTA и FIA, стало известно, что на протяжении последних лет Ferrari получает от федерации "надбавку" в размере 50 миллионов евро (а по некоторым данным 100 миллионов) лишь за то, что продолжает свои выступления в чемпионате мира с 1950-го года. И только у Ferrari имеется эксклюзивное право вето на любые реформы FIA в спортивном и техническом регламентах, которым она почему-то не воспользовалась на заседании Всемирного совета по автоспорту, принимавшего пункт правил о добровольном ограничении бюджета. Кроме того, руководителем FOTA является Лука ди Монтедземоло - президент компании Ferrari.
Еще один довод FOTA против "двойных" техтребований заключается в том, что при использовании предлагаемой FIA версии регламента "Формула-1" перестанет быть "технологической вершиной автоспорта". Однако на фоне того, что команды предлагают свой вариант снижения расходов путем унификации коробок передач, тормозных систем и других узлов, такое заявление со стороны ассоциации выглядит несколько странно. Ведь FIA, несмотря на ограничение бюджетов, оставляет инженерам возможность поиска нестандартных технических решений.
Деньги
Момент истины наступил 12 июня - это был последний день приема заявок от команд на участие в сезоне 2010 года. К вечеру пятницы FIA получила заявки от всех действующих команд чемпионата (и десяти новых): члены FOTA фактически согласились с правилом ограничения бюджетов, но выдвинули новые условия. Первое - привлечь для аудита своих расходов независимых экспертов. Второе - в кратчайшие сроки подписать новый "Договор согласия", который регулирует отношения между FIA, FOTA и Администрацией "Формулы-1" (FOM, которой владеет Берни Экллстоун) в вопросе распределения доходов от чемпионата мира. В таком контексте наконец стало понятно, почему действующим конюшням невыгодно появление новых участников - ведь им придется делиться "телевизионными" деньгами, а это десятки миллионов евро в год.
Свою жадность команды продемонстрировали еще в начале текущего сезона, когда потребовали в несколько раз сократить выплаты "рекламных" денег команде Brawn GP. Формально, эта команда считается новичком чемпионата, а не преемницей "Хонды", и по правилам в этом сезоне она не может получать свою долю прибылей в том же объеме, что и "Хонда". В результате, Brawn GP получит лишь треть ранее обозначенной суммы (не больше 30 миллионов евро), а остальная сумма будет распределена между другими участниками чемпионата.
Вообще, спор вокруг "телевизионных" денег идет уже давно. Команды полагают, что популярность современной "Формулы-1" - это целиком их заслуга, а значит и прибыль от проведения чемпионата должны получать они. Но не стоит забывать, что доходную часть первенства составляют контракты, подписанные Экклстоуном со спонсорами, телевизионными компаниями и владельцами автодромов. Именно эти средства и создают фонд "Формулы-1", идущий на организацию гонок, на совершенствование мер безопасности и развитие инфраструктуры. Из него же деньги поступают на счета команд.
Тупик?
Несмотря на все увещевания, FOTA остается непреклонной: по словам ее активистов, если FIA не пойдет на уступки, то команды создадут альтернативные "Формуле-1" соревнования. Однако это существенно увеличит финансовую нагрузку на команды, которые и так останутся без дополнительных ходов, ведь организация нового чемпионата "с нуля" потребует вложения колоссальных сумм. Кроме того, командам придется переманивать на свою сторону владельцев трасс, проводящих гонки "Формулы-1", "Формулы-2" и WTCC. И не факт, что эти владельцы захотят присоединиться к оппозиционному FIA чемпионату - портить отношения с теми, кто помогает тебе зарабатывать деньги, им не захочется. Таким образом, даже в случае создания альтернативной серии командам все равно придется контактировать с FIA, а это, скорее всего, приведет к новым скандалам.
В результате, на фоне не совсем мотивированных протестов FOTA политика FIA кажется более прозрачной и методичной. FIA пытается сохранить "Формулу-1" и обеспечить ее экономическую безопасность в условиях кризиса, пытаясь пресечь "гонку вооружений" и сделать чемпионат мира более доступным для новых команд и молодых пилотов. Перед автопроизводителями, контролирующими самые богатые команды чемпионата, стоит другая задача - доказывать всем свое технологическое преимущество, используя свои победы для продвижения своей "гражданской" продукции.
Несмотря на откровенную вражду между FIA и FOTA, большинство экспертов полагают, что компромисс в этом конфликте все же будет найден. Вопрос лишь в том, какой ценой он будет достигнут.
В истории "Формулы-1" уже была похожая ситуация - в 80-х годах прошлого века, когда Ассоциация конструкторов "Формулы-1" (FOCA, аналог FOTA того времени) угрожала покинуть первенство, если их требования о пересмотре правил и перераспределении доходов между командами не будут услышаны чиновниками из FISA (департамент FIA, занимавшийся "Формулой-1"). Дежавю?
Почти 30 лет назад конфликт закончился тем, что в FISA вошли руководители команд Brabham и March - Берни Экклстоун и Макс Мосли, нынешние владелец коммерческих прав на "Формулу-1" и президент FIA соответственно. Так что Берни и Макс не понаслышке знают о том, при каких условиях власть в автоспорте переходит из одних рук в другие. И они, конечно же, продолжат отчаянно сопротивляться любым попыткам лишить их любимого детища и, конечно же, источника доходов.
Дмитрий Захарченко