Максим Деменко - о кедах Сабо, магазине Суркиса и поэтичности Бышовца
В день игры "Кубани" со "Спартаком" ему исполнилось 33. Деменко был в хорошем настроении. Прекрасный дом, жена, с которой прожил 14 лет, веселая карьера...
- Вы поработали с самыми колоритными тренерами России.
- Но только Антихович говорил - знаю, как подобрать к Деменко ключик. Интересные воспоминания остались от Юрия Морозова. Как-то в Самаре выигрываем, сидим в раздевалке. Заходит Морозов - и матом на всю комнату: "Вашу мать, во что играете?!"
Я оторопел: "Юрий Андреевич, вообще-то мы выигрываем" - "Ты вообще молчи, слышать не хочу!" Минуты не прошло, Морозов про меня забыл. Выходим на второй тайм, хлопнул по плечу - я уже молодец…
Как-то закончили первый круг, получили три дня отдыха. Я дома, в Краснодаре. Потом должны собраться в Питере, оттуда на сбор в Туапсе. Я Морозова попросил - зачем мне мотаться в Питер? Лучше в краснодарском аэропорту вас встречу, одним автобусом поедем. Туапсе рядом. Кивает. Через пару дней звонок, снова Морозов: "Максим, ничего не знаю, должен быть в Питере". И бросил трубку.
- Чем дело закончилось?
- Не поехал я в Питер. Явился сразу на сбор - Морозов наорал: "Пошел вон отсюда". Пришлось Мутко звонить, тот все утряс. Морозов, правда, со мной на пару дней разговаривать перестал. На третий подходит: "Молодец! Ты же осознал ошибку?" Еще как, говорю, осознал. Полностью.
- Больше не скандалили?
- Он меня домой к себе приглашал. Супруга его чай наливает: "Так вот вы какой, Максим Деменко! Юрий Андреевич много про ваш характер рассказывал. Вы не беспокойтесь - сам он такой же…"
- Что за характер?
- Открытый. Ничего в себе не держу.
- В Киеве вы тоже оставили противоречивое впечатление.
- Помню, выпало нам играть в Лиге чемпионов со "Спартаком". Сабо говорит: "Готовься, Максим. Ты в составе". А как матч - мне намекают: расслабься, Максим, ты отдохнешь.
- Почему?
- Я тоже вскипел: "Почему?" - "Сам понимаешь, ты россиянин. Спорный момент. Мало ли что…" Меня переклинило, как ребята ни успокаивали. Отказался потом выходить в полуфинале Кубка Украины. А в Киеве такие фокусы не поощряются.
- Сабо вспоминаете?
- Конечно. Это мне Йожеф Йожефович сказал легендарную фразу: "Ты хорош, когда ты хорош…" Веселый человек. Крушил в раздевалке рукомойники, шпарил венгерским матом. Как-то Витя Леоненко на теории голову свесил, будто спит. Так Сабо схватил пульт от телевизора - и ему в лоб швырнул…
- Разбудил?
- Витя и не спал. Так, пижонил. Сразу вскочил: "Теперь будем говорить в кабинете президента". Как-то на тренировке играли в футбол через сетку. Сабо побожился: "Если проигрываю - кед свой съем!" Он проигрывать вообще не умел - сразу дурел. А тогда не повезло - мучился-мучился, но обувку умял. Целый вечер, говорят, убил.
БЫШОВЕЦ ЗАСТАВЛЯЛ БАХАРЕВА ЧИТАТЬ "ЗАПИСКИ О ШЕРЛОКЕ ХОЛМСЕ"
- Сколько у вас медалей?
- В "Спартаке" давали за чемпионство-97 - я не взял. Это - не мое. Чемпионом себя не считаю. Вот в Киеве - другое дело. Кубок России выигрывал. У меня хороший дом, прекрасная семья. Что еще надо?
- В "Шахтере" вы встретились с другим оригиналом, Анатолием Бышовцом. Футболиста Бахарева тот просвещал, заставлял читать "Записки о Шерлоке Холмсе". Какие книги давал вам?
- Мне он никаких "Записок" не давал. Бышовец меня поэтичностью поразил. Сидели мы в Финляндии на сборах. Бышовец за столом, а напротив - ряды. Я плюхнулся в первый. "Знаешь, Максим, что главное в жизни? Вот ты сидишь в первом ряду…" Я кивнул. Ну да, в первом. "А мог бы сесть во второй. Если будешь нужен - люди тебя сами позовут в первый".
- Ничего себе.
- На моем лице было написано что-то такое, что Бышовец смутился: "Ладно, не забивай голову". Вот это, думаю, логическое мышление. Вот это пообщались. Холмс с "Записками" отдыхает. Но Бышовец поражал еще одним - кто б мимо ни проходил, он всегда остановится, первый поздоровается и поговорит.
- Кто из ваших тренеров лучше всего понимал футбол?
- Романцев.
- А футболистов?
- Антихович. И Мутко. Я потрясающих президентов вообще два раза встречал.
- Кто второй?
- Нынешний президент "Краснодара" Сергей Галицкий. Фантастический человек, живет командой. В любую погоду наши тренировки смотрит. К каждому подойдет с разговором. Мы с ним не по кабинетам общаемся, а на кромке поля. Отношения - супер. Еще благодарен Михаилу Крапивному, генералу, бывшему президенту "Кубани". Командует всем наркоконтролем в крае, фанат футбола. "СЭ" до дыр зачитывает.
Кстати, с Григорием Суркисом было интересно. Как-то всем игрокам предложил зайти в его магазин. Каждый мог бесплатно набрать вещей на 500 долларов. У нас с женой глаза разбежались: что брать? Микроволновку? Или видеомагнитофон?
- Что взяли?
- Кофеварку и фен для жены. Всех поразил Сашка Призетко - схватил тостер. "Зачем тебе?" - "Блины буду на базе делать - хлоп-хлоп, и готово…" На первые киевские премиальные я видик купил. Намотал на него десять пакетов, до дома бежал - чтоб не отобрали, по башке сзади не стукнули.
- В "Спартаке" интересно жилось?
- Африканцы чудили, конечно. Помню, сидели с Юрой Ковтуном в комнате - мне страшно стало от мозолей на его ногах. "Сходи к доктору!" - "Да неудобно, надо работать…" Тем же вечером слышим от Кебе: "Минус три! Какая тренировка?!"
- Кебе - самый чудной?
- Ага. Каждый вечер у него какие-то ритуалы. Намажется маслом, запалит свечи. Ребята с ним в номере жить не могли, дым из-под двери по базе расползался. Мы заглядываем: "Это что такое?!" Еще над Луизао смеялись. Отправляли его к поварихе Чуркиной что-то попросить - выучив матерному слову: "Дайте мне…" Так та его кастрюлей гоняла. Но все эти смешные люди в подметки не годились Гене Тумиловичу. Тот любую компанию мог растормошить.
- Много у вас настоящих друзей осталось от футбола?
- Двое. Саша Спивак и Войцех Ковалевски. Но в каждом футбольном городе есть ребята, которые рады меня встретить у себя дома. Как и я их - в Краснодаре.