Forbes. Гендиректор "Шахтера" об Объединенном чемпионате
Генеральный директор ФК "Шахтер" Сергей Палкин на страницах журнала Forbes поделился своим мнением об идее Объединенного чемпионата по футболу.
Перспективы объединенного чемпионата России и Украины сегодня едва ли не самая обсуждаемая футбольная тема. Причем не только среди болельщиков. Что и понятно: простор для столкновения мнений широчайший, аргументов за и против множество – от геополитических до сугубо частных суждений.
Если объединение случится, это будет революционный шаг. Незыблемая, как сейчас кажется, футбольная система, выстроенная УЕФА, серьезно изменится. Отсюда и расхожее мнение, что УЕФА ни за что этого не допустит: это же фундамент! Курьезность ситуации заключается в том, что если кто и подталкивает Украину и Россию к объединению футбольных первенств, так это как раз УЕФА.
Проблема в финансовом Fair Play. Большинство слышали об этом принципе, проповедуемом руководством континентального футбола. Но не каждый еще разобрался, насколько серьезные последствия он будет иметь для наших клубов.
Проще говоря, суть в том, что в еврокубках будут участвовать только безубыточные клубы – тратящие столько, сколько заработали. Сегодня допускается финансирование клубов за счет вливаний от спонсоров, получивших доходы от другого бизнеса. В перспективе доходы клуба должны будут формироваться за счет поступлений от участия в кубках, трансферов, рекламных контрактов, продажи телевизионных прав, билетов на матчи и атрибутики.
В современных реалиях найти такие клубы в России или Украине невозможно. Пока УЕФА относится к этой проблеме терпимо, лишь намекая на необходимость приближаться к правилам финансового Fair Play. Но я уверен, что совсем скоро требования ужесточатся. Клубы, которые не смогут вписаться в новые условия, окажутся за бортом европейских клубных состязаний. Или им придется сильно урезать свои расходы. Что автоматически будет означать отказ от конкуренции на высоком уровне. Последствия и в первом, и во втором случае для нашего футбола катастрофические. Отсюда сам собой напрашивается вывод: нужно что‑то предпринимать, и срочно. Как вариант – создание объединенного чемпионата, что существенно расширит возможности клубов зарабатывать деньги.
Украинские и российские клубы ограничены своими целевыми рынками. От реализации телевизионных прав они получают несоизмеримо меньше, чем клубы, играющие в ведущих лигах Европы. Для примера: в Украине стоимость ТВ‑прав составляет $8 млн, в России – $60 млн, притом что даже в Турции – $350 млн. Об Англии или Германии говорить не приходится. В прошлом сезоне «Шахтер» заработал на продаже ТВ‑прав и спонсорства лиги чуть более $2 млн. Это мизерная сумма.
Если объединить сильные стороны нашего и российского рынка, мы сможем получить лигу, способную прорваться в первую пятерку европейских чемпионатов. Как это получится? Логика проста. В объединенном чемпионате значительно возрастет конкуренция. Матчи будут вызывать намного больший интерес у зрителей. В результате на стадионах будет больше людей, трансляции станут востребованными, появится заинтересованность у рекламодателей и спонсоров. Для справки: общее число болельщиков, посетивших стадионы в 20‑м туре чемпионата Украины, составило 37 605 человек.
Существенный резонанс вызвала сумма призового фонда объединенного чемпионата. Российская сторона оценила проект в $1 млрд. Я спокойно отношусь к этой цифре. Не могу сказать, насколько она верна, но даже если разделить ее на два или три, клубы все равно смогут заработать значительно больше, чем в настоящее время.
В проекте объединенного чемпионата еще очень многое неясно, масса проблем требует решения. Прежде всего мы должны удостовериться, что участие в объединенном чемпионате пойдет на пользу украинскому футболу в целом. Если это будет интересно «Шахтеру», но навредит остальным клубам, мы на такой шаг никогда не пойдем. В миссии нашего клуба записано, что мы «посол украинского футбола в мире». Отступать от этого положения «Шахтер» не собирается. Затем необходима большая организационная работа украинской и российской сторон, на паритетных началах. И разумеется, согласие УЕФА.