Валерий Газзаев: "Россия становится центром крупнейших лиг Европы"
Идейный вдохновитель проекта ОФЛ Валерий Газзаев выступил с докладом на тему Объединенного чемпионата в Совете Федерации, где эту идею поддержали. После доклада Газзаев еще раз объяснил зачем нужен такой проект и как он будет работать.
– Вы в своих интервью не раз давали оценку нынешнему состоянию клубного футбола обеих стран. Стоит ли вновь обращаться к причинам, вызвавшим к жизни проект межнационального первенства?
– Думаю, стоит. Тем более что аналитический отдел ОФЛ постоянно находит все новые весомые аргументы в пользу Объединенной футбольной лиги.
Сейчас большинство российских профессиональных клубов существуют на средства государственных компаний или финансируются из региональных бюджетов. В премьер-лиге 56 процентов клубов финансируются государством, еще 19 – госкомпаниями. В ФНЛ все команды без исключения содержатся за счет региональных бюджетов. Общий объем инвестиций в клубный российский футбол составляет около миллиарда долларов ежегодно.
Пристальный интерес региональных властей к футболу обусловлен его социальной значимостью. Этот вид спорта объединяет людей разного статуса и достатка, постоянно находится в центре внимания СМИ. Клубы двух высших дивизионов представляют 27 регионов России с общей численностью населения более 72 миллионов человек! Но даже присутствие частного капитала в бюджете ряда ведущих клубов не гарантирует им ни самоокупаемости, ни решения проблем их развития.
В украинском футболе в отличие от нашего госфинансирование отсутствует. Но проблемы у тамошних команд – те же, что и у российских.
Согласно отчету УЕФА клубы обеих стран убыточны и не отвечают принципам финансового fair play – то есть их расходы не соответствуют доходам. Российские клубы за счет реализации телевизионных прав обеспечивают 12 процентов бюджета, от дохода за игровые дни – продажи билетов, атрибутики, других коммерческих источников – еще 4 процента. А оставшиеся 84 процента – это все поступления от спонсоров, государственных или частных. Но с точки зрения финансового fair play УЕФА такие доходы не считаются рыночными, коммерческими.
– В западной Европе дела обстоят иначе?
– Там совершенно другие цифры. Доходы от осуществления медиаправ гораздо выше российских. В Италии они составляют 59 процентов, в Англии – 50, в Испании – 45. Похожая ситуация и с выручкой за игровые дни. Клубам Испании и Германии она приносит по 24 процента бюджета, клубам Англии – 23.
– То есть вы еще раз подтверждаете свой тезис о наличии системных проблем в российском футболе?
– Они очевидны. Снижается привлекательность премьер-лиги для зрителей, спонсоров и ТВ. Телеаудитория центральных матчей сократилась с девяти миллионов зрителей до трех. А тут еще угроза исключения российских клубов из Лиги чемпионов и Лиги Европы – из-за несоответствия принципам финансового fair play, которые вводятся с осени 2014 года.
Наши спортивные результаты на международной арене крайне низки. Клубы России никогда не побеждали в Лиге чемпионов, хотя за период с 1992 года по 2013-й это удавалось командам из семи разных стран. За 20 лет Россия всего дважды выигрывала Кубок УЕФА, что абсолютно не соответствует масштабу расходов наших клубов. В корне этих системных проблем лежит устаревшая, неэффективная модель структуры футбольного хозяйства.
– И за счет чего вы намерены ее менять?
– За счет международной интеграции. Это очевидная мировая тенденция, от которой выигрывают все участники процесса – и в политике, и в экономике, и в спорте. Так, на недавно завершившейся зимней Олимпиаде в Сочи из 13 завоеванных Россией золотых медалей семь помогли выиграть натурализованные спортсмены – корейского, американского и украинского происхождения. Дальше их успехи позволят привлечь тысячи российских подростков в спортивные секции по соответствующим видам спорта и сформировать победные традиции.
Уже нет чемпионата России по хоккею, а есть КХЛ – сильнейшая в Европе лига, конкурирующая с североамериканской НХЛ. Чемпионат России по баскетболу проводится в рамках Единой лиги ВТБ, которая по уровню приближается к Евролиге. Россия, стирая границы национальных чемпионатов, становится центром крупнейших лиг Европы. Улучшаются наши спортивные результаты, растет популярность, зрелищность и интерес спонсоров, появилась финансовая стабильность клубов.
Что же мешает применить накопленный опыт в футболе, объединив чемпионаты нескольких стран? Тем более что в зарубежном футболе примеров подобного объединения более чем достаточно: США и Канада создали единую MLS, Голландия и Бельгия объединили свои женские футбольные лиги, клубы из Уэльса "Кардифф Сити" и "Суонси" успешно выступают в английской премьер-лиге.
– Какие именно факторы будут способствовать успеху Объединенного чемпионата?
– Основным источником окупаемости клубов во всем мире является выгодный контракт с телевидением. Но для его заключения требуется серьезный масштаб и международный характер соревнований. Плюс повышенный интерес болельщиков, телезрителей. Футбольные лиги Англии, Италии, Германии ежегодно получают от контрактов с ТВ в 25-30 раз больше, чем наша премьер-лига. По этому показателю российский футбол находится в Европе где-то на 15 – 17-м местах! Как такое возможно, если объем российского рынка рекламы составляет 10 миллиардов долларов, и он является четвертым-пятым на континенте? Рынок платного телевидения у нас в прошлом году вырос на 13 процентов.