Леонид Колтун: "С моей подачи в "Зенит" перешли пятеро украинцев"
Известный украинский специалист Леонид Колтун, в 1996-1998 годах работавший в "Зените", рассказал о том времени, проведенном в питерской команде.
- Сколько игроков с Украины перешли в "Зенит" с вашей подачи?
- Пятеро - Саша Бабий, Рома Максимюк, Юра Вернидуб, Гена Попович и Костя Дымарчук. Был еще парень из Сум, он приезжал вместе с Максимюком. Хорошо себя проявил, но Бышовец не сумел его уговорить перейти в "Зенит" - игрок предпочел подписать контракт с московским "Динамо".
- Команда действительно нуждалась в таком коренном обновлении состава?
- Когда мы отправились на первый сбор в Португалию, сразу стало ясно, что "Зениту" нужно укрепляться - прежний состав не соответствовал поставленным перед командой задачам. Я со своей стороны предложил полдюжины кандидатур с Украины. Помню, как приехал на контрольную игру Максимюк и так пробежался по краю, что вся команда не могла его догнать. Сразу стало понятно, что он нам нужен. К тому же Роман обошелся "Зениту" в небольшую трансферную сумму. Как, впрочем, и все остальные украинцы.
- Бабия за его пристрастие к зеленому змию на момент приглашения в "Зенит" на Украине уже списали?
- Его списали не один раз. С Сашей я был знаком по тернопольской "Ниве" - тренировал ее непродолжительное время. Оттуда Бабия затем отчислил за нарушение спортивного режима Леонид Буряк. При этом Александр был хорошим защитником, и его вскоре взяли в "Шахтер". Но долго с ним работать не смогли - за все те же грехи попросили из команды. Я его забрал в запорожский "Металлург". У меня он нормально играл, Бабия вновь вернули в "Шахтер". Но в Донецке он снова взялся за старое, и на момент приглашения в "Зенит" "горняки" на него уже не рассчитывали. А в Питере Сергей Попов как раз захотел вернуться в "Шахтер". Причем у него было категоричное настроение - дал понять, что не хочет играть в "Зените". Вот Бабия и обменяли на Попова с какой-то там доплатой - я по финансовой стороне сделки был не в курсе.
- Правда, что Бабий напился после первой официальной игры, когда "Зенит" победил "Спартак", причем в конце "доходил до кондиции" на пару с охранником базы?
- Было и такое. Бышовец как утром посмотрел на Сашу, сразу же решил отчислить его из команды. И мне с ребятами очень долго пришлось уговаривать главного тренера изменить свое решение. Самое интересное, что Бабий своего проступка понять не мог. Говорил, что в "Шахтере" они всегда так победы празднуют. Потом наконец понял. Бышовец поставил условие: остаешься, только если тебя "зашьют". Саша согласился.
- За время вашей работы в "Зените" еще кого-то "зашивали"?
- Слава богу, в Питере таким "гусаром" был только Бабий. А в командах, в которых я работал, таких "крестников" у меня было немало.
- Кто-то из украинских футболистов удивлялся, когда получал от вас предложение перейти в "Зенит"?
- Вернидуб мне вообще сначала не поверил. Я ему позвонил накануне новогодних праздников. Юра был 31-летним капитаном запорожского "Торпедо", команда занимала последнее место в чемпионате украинской высшей лиги. Но я был уверен, что Вернидуб в "Зените" заиграет. Юра, кстати, обошелся нам всего в $30 000 - такая у него была прописана сумма, за которую его мог выкупить другой клуб. Там, кстати, очень порядочно повел себя заместитель генерального директора завода, который спонсировал "Торпедо". Он не стал выкручивать руки "Зениту", набавлять трансферную стоимость. А то, что Юра - прирожденный лидер, я и так прекрасно знал. Совсем скоро он стал капитаном "Зенита".
- В Поповиче тоже были уверены?
- Гена тогда мотался между Донецком и Кривым Рогом. Последние два сезона провел в "Кривбассе". Я, когда только приехал в Питер, посмотрел на команду, сказал Бышовцу: "Что-то здесь много лилипутов". Поэтому и предложил взять атлетически сложенных парней - Бабия, Максимюка, Поповича. За Гену "Зенит" заплатил, если не ошибаюсь, 70 тысяч долларов.
- Приглашенный вами из Одессы Дымарчук не заиграл.
- Знаете, если футболист хотя бы в одной игре принес ощутимую пользу команде, значит, с его приглашением не прогадали. Я помню игру "Зенита" против "Торпедо". После первого тайма проигрываем 0:2. Уступаем беспросветно - москвичи могли за первый тайм нам и пять мячей положить. На второй тайм Бышовец выпускает Костю. В юности параллельно с футболом Дымарчук занимался боями без правил, причем на серьезном уровне. Это наложило свой отпечаток - он был очень самоотверженным на поле. Можно даже сказать, бесшабашным. Уже в первые минуты второй половины встречи Костя пошел в пару жестких стыков, сделал пару подкатов. "Торпедо" быстро спустило пар - я такого давно не видел в футболе. Сначала мы отквитали один мяч. За пять минут до конца встречи сравняли счет. А на последней минуте Гена Попович забил победный гол. Выиграли 3:2! Конечно, дальше у Дымарчука не пошло - все-таки по своим техническим и тактическим возможностям он был игроком не очень высокого класса. Но боец - до мозга костей.