По стопам Семина: Малхаз Асатиани
Тем самым центральным защитником, которого собирались заполучить в свои ряды киевские динамовцы, оказался грузинский универсал Малхаз Асатиани из московского "Локомотива" (хотя в 2002-м, оказывается, парень уже приезжал на просмотр в столицу Украины, но по каким-то причинам тренерам не приглянулся). Он перебрался из Кутаиси в стан железнодорожников, когда у руля коллектива стоял как раз Юрий Семин, так что желание тренера продолжить сотрудничество с парнем понять можно. Тем более Асатиани за время выступлений в зелено-красной футболке столичного российского клуба зарекомендовал себя с самой лучшей стороны.
Переезжал он в Москву, будучи полузащитником, а в Белокаменной его переквалифицировали в центрального защитника. Что, впрочем, не мешало Малхазу в национальной команде возвращаться на привычное место в центре поля. Если кто помнит дуэли сборных Украины и Грузии в последних двух отборочных циклах, вряд ли упустил из виду действия Асатиани, прилично покрутившего позвонки своим оппонентам. Особенно хорошо его должен помнить Андрей Гусин, которому с этим шустрым грузином приходилось очень непросто.
Но еще лучше Малхаза запомнили Валерий Газзаев и ведомая им сборная России, которая в знаменитом многодневном матче в Тбилиси (по ходу матча погас свет, и поединок пришлось переносить на более поздний срок) проиграла кавказцам в рамках отборочного турнира Евро-2004 -- 0:1. Автором победного гола уже на 12-й минуте стал как раз Асатиани, ударом головой замкнувший навес Деметрадзе с правого фланга. Это была одна из тех игр, поражения в которых стоили Газзаеву места главного тренера национальной команды и передачи полномочий Георгию Ярцеву.
После ухода Семина в 2005-м с поста наставника "Локомотива" дела его протеже в коллективе как-то незаметно пошли на спад. Проблемы со здоровьем и частые смены тренеров (Владимир Эштреков, Славолюб Муслин, Олег Долматов, Анатолий Бышовец, Ринат Билялетдинов, теперь вот -- Рашид Рахимов) привели к тому, что талантливый грузин постепенно перекочевал в запас. Вот и в чемпионате-2008 Асатиани провел лишь четыре поединка (два -- в мае, два -- в июле), правда, все -- от звонка до звонка, так что возможность сменить обстановку напрашивалась.
Любопытно, кстати, получилось. Киевляне в свое время продали железнодорожникам бразильца Родольфо, который сейчас является основным центральным защитником москвичей, а сами взяли в аренду футболиста, так или иначе, но проигравшего борьбу за место в составе тому самому Родольфо. Впрочем, в данном случае сделаем скидку на то, что Семин отлично знаком с возможностями грузинского легионера. А еще есть повод рассчитывать на амбиции парня, давно не игравшего по-серьезному.
В России новобранца "Динамо" в шутку называли "тричетвертизащитником" -- за умение перевоплощаться и одинаково полезно выполнять функции разрушителя (в клубе) и созидателя (в сборной). Подобный дар он приобрел в Кутаиси, под руководством Тимура Надирадзе, который не только обучал азам футбола, но и материально помогал не самым богатым воспитанникам -- например, покупал бутсы. А семья Асатиани была как раз не очень обеспеченной. Отец -- инженер, настаивавший на том, чтобы сын получил образование, приучавший к чтению. Российские журналисты с интересом отмечали, что Интернету Малхаз предпочитал живое общение и книги на родном языке.
Уже в 17 лет он дебютировал в высшей лиге чемпионата Грузии, отыграл за "Торпедо" неполных четыре сезона, немало забивал, отдавал голевые передачи, трижды завоевывал золотые медали. А в январе 2003 года Асатиани в составе делегации из Кутаиси прибыл на Кубок Содружества, где грузинский чемпион сошелся лицом к лицу с "Локомотивом". Точнее, дублирующим составом железнодорожников, но главное не это. Встреча завершилась боевой ничьей -- 2:2, а Малхаз забил один из мячей и тут же получил приглашение отправиться на сборы... с московской командой. В это же время его приглашали в тбилисское "Динамо", но российские перспективы перевесили. Опять приходится говорить о детище Вячеслава Колоскова как о ярмарке талантов, ведь в свое время этот зимний турнир открыл футбольному миру немало ярких исполнителей.
Семин осторожно вводил молодого грузинского полузащитника в состав. Настолько осторожно, что у того даже были мысли покинуть "Локомотив", однако наставник убедил футболиста остаться. Он даже пробовал поставить его в нападение (как раз после гола в ворота сборной России). А уже в начале 2004-го, когда накануне матчей 1/8 финала Лиги чемпионов против "Монако" российский клуб вынужден был подыскивать замену ушедшему в ЦСКА центральному защитнику Игнашевичу, в тренерском штабе созрела идея попробовать на вакантной позиции как раз Асатиани. И никто об этом не пожалел.
Он сам позже вспоминал: "Поначалу не все получалось, в состав не проходил, а играть очень хотелось. Подумал было: "Все! Надо что-то делать и куда-то идти... Но после игры с "Монако" пошло-поехало. Поставили в защиту? Да я так хотел играть, что если бы меня даже вратарем поставили в "Локомотиве", я бы и в ворота пошел! Честно!"
Как бы то ни было, в 2004--2005 годах у железнодорожников практически не возникало проблем с обороной. Команда выиграла чемпионат и Суперкубок России, затем добыла "бронзу", однако после этого практически вся страна упрашивала Семина возглавить национальную команду и добилась своего. С "Локомотивом" пришлось попрощаться, и началась та самая чехарда с наставниками, о которой говорилось выше.
Два года назад, в августе 2006-го, Асатиани с сожалением вспоминал об уходе Юрия Палыча: "Он меня пригласил в команду, с него все началось: и чемпионами стали, и в Лиге играли. Очень хороший специалист и хороший человек. Что главное в тренере? Ну уж точно не громкое имя. Важно, чтобы он привил команде характер и дисциплину. Все должны четко понимать, что и как делать на поле, что хочет наставник от игроков. Очень важны доверие и взаимопонимание между коучем и футболистами -- когда это есть, то команда будет в порядке".
Как вы думаете после таких слов, долго ли раздумывал Малхаз над приглашением из Киева?..
Андрей Кудырко