Добровольский: "Днепр" меня активно обрабатывал, а от Лобановского я сбежал"
В 1990 году Игоря Добровольского признали лучшим футболистом СССР. А двумя годами ранее он наряду с Алексеем Михайличенко стал главным творцом последней большой победы советского футбола, когда сборная СССР завоевала золотые медали на Олимпийских играх в Сеуле. Его карьера наставника пока что не столь богата яркими событиями и искрометными достижениями. Игорь Иванович дебютировал в роли играющего тренера в тираспольском "Тилигуле", затем три года проработал со сборной Молдовы, а сейчас трудится на посту наставника лидера молдавской дивизии – кишиневской "Дачии".
- Игорь Иванович, вам не скучно в Кишиневе?
- Не скучно – потому что я занимаюсь своим любимым делом. За последние три-четыре года у меня было около 15 предложений – из России, Украины, бывших советских республик Средней Азии и Кавказа. Но я не вижу смысла менять шило на мыло.
- "Шериф" в Молдове можно смело сравнивать со "Спартаком" в России и киевским "Динамо" на Украине в 90-х – тираспольцы год за годом являются бессменными чемпионами страны. Сейчас на вершине турнирной таблицы находится "Дачия". Время "Шерифа" проходит?
- "Шериф" не стал слабее. Скорее, дело в том, что в последнее время подтянулись другие команды – "Дачия" и "Милсами". И, несмотря на четырехочковое отставание от нас, "Шериф" без боя золотые медали первенства нам не отдаст – это я знаю точно.
- Лучший бомбардир "Дачии" и молдавской дивизии Геннадий Орбу случайно не родственник Гены Орбу, который бегал в донецком "Шахтере" и волгоградском "Роторе", а также выступал за сборную Украины?
- Я генеалогическое древо "своего" Орбу пристально не изучал. Но если бы они были родственниками, о факте родства мне было бы известно.
- При прочтении ваших прошлых интервью создается впечатление, что в биографии Добровольского есть несколько историй, ставших легендами. Давайте попробуем эти легенды развеять?
- Давайте попытаемся. С чего начнем?
- С рассказа, как тренер "Днепра" Владимир Емец после игры с "Нистру" взял вас за руку и отвел в раздевалку своей команды. И выставив вас вперед, сказал своим подопечным: "Посмотрите, кто вас обыграл. Сорок килограммов, из них тридцать пять – в голове". Как-то не верится, что Емец мог беспрепятственно зайти в раздевалку "Нистру" и забрать вас оттуда…
- А вы думаете, я мог как-то возразить? Тогда "Днепр" гремел на весь Советский Союз – команда становилась чемпионом СССР. Я же тогда вообще мальцом был. Мне самому было интересно, куда это Емец меня ведет. Так что здесь ничего развенчать не получится.
- Также вы говорили, что Емец предлагал вам при переходе в "Днепр" четыре (!) квартиры в Днепропетровске. В "Днепре" столько никому не давали. Геннадию Литовченко дали две – чтобы он родителей из Днепродзержинска в областной центр переселил, да и то не сразу.
- "Днепр" обрабатывал меня очень активно. Сразу предлагали квартиру мне и родителям. А когда я сказал, что у меня три брата, заверили, что со временем и с ними вопрос решат. Не знаю, выполнил ли бы "Днепр" свои обещания, но разговор у нас такой был.
- Вы отыграли в чемпионатах пяти стран Западной Европы. Почему решили остаться жить в Испании?
- Мне там больше всего понравилось. Теплый климат, своеобразная кухня. Немаловажным фактором было и то, что в 1992 году я купил себе в Испании дом.
- Футбольная карьера помогла вам освоить несколько иностранных языков. Какие не забыли?
- Без проблем объяснюсь с испанцем, итальянцем и немцем – на их родных языках. Русский и украинский я никогда не забывал. Естественно, могу говорить и на молдавском языке.
- Что была за история с киевским "Динамо", когда, согласно договоренности с Валерием Лобановским, тогдашний наставник "Нистру" Анатолий Полосин вас привез на базу команды в Кончу-Заспу?
- За давностью лет я всех подробностей не помню – все-таки четверть века минуло с тех пор. В Конче-Заспе я даже не тренировался – в тот же день тайком махнул обратно в Кишинев. Сейчас уже даже причины не вспомню, почему фактически сбежал от Лобановского. Но о том поступке не жалею, ведь буквально через три или четыре месяца перебрался в московское "Динамо".
- Лобановский вам быстро простил побег из Кончи-Заспы?
- Ну, раз вскоре начал регулярно вызывать в сборную, значит, простил. Валерий Васильевич еще дважды заводил разговоры о моем переезде из Москвы в Киев, но я на том этапе уже ничего менять в своей карьере не хотел. Лобановский же, нужно отдать ему должное, после моих отказов продолжал меня регулярно привлекать в ряды национальной команды. Кто-то говорил, что в сборной Лобановского, если игрок не представлял столицу Украины, он мог выступать только в том случае, если был на голову сильнее своего коллеги по амплуа в киевском "Динамо". Так вот, я выступал в сборной Лобановского четыре года и подобного отношения ни разу не почувствовал.
- Удивились, когда у Валерия Газзаева не пошло в киевском "Динамо"?
- У каждого тренера где-то идет, а где-то – нет. Точно так же и у игроков. Андрей Шевченко великолепно играл в "Милане", "Золотой мяч" выигрывал. Перешел в "Челси", но в Лондоне у него не заладилось. Или Роналдо возьмите. В "Эйндховене" в 17 лет стал лучшим бомбардиром чемпионата Голландии, потом в "Барселоне" поразил всех своей результативностью. Перешел в "Интер" – в Италии поблек. Вернулся в Испанию – вновь ярко заиграл в "Реале".
- Последним матчем для Газзаева в киевском "Динамо" стал выездной поединок против тираспольского "Шерифа". Были на этой игре?
- Нет, у меня тренировка была с "Дачией" в это время. Послушайте, на Газзаева не стоит вешать всех собак. Помню, как под его началом играл в московском "Динамо". В рамках Кубка УЕФА мы в Москве уступили франкфуртскому "Айнтрахту" 0:6. Но если посмотреть не на счет на табло, а на игру, то видно, что "Динамо" играло неплохо. Атаковали, имели 20 моментов для взятия ворот. А немцы контратаковали и забивали. Из шести голевых возможностей реализовали все шесть. Это просто фактор везения. Без него в футболе – никак.