Вячеслав Чанов: "Решение уйти из "Шахтера" назрело в 27 лет"
Лучший вратарь СССР-1981 и рекордсмен союзных чемпионатов по количеству отраженных пенальти Вячеслав Чанов рассказал о том, как уходил из донецкого "Шахтера", а также поделился секретами своего ремесла.
- Когда в Питере работал с "Зенитом" Герман Семенович Зонин, он меня три или четыре года звал к себе – не пошел, хотя пресс был сильный. От киевского "Динамо" отказался, когда там Александр Севидов работал, в "Спартак" тоже зазывали.
Вообще мне много предложений было, но не уходил из "Шахтера" очень долго, пока "Торпедо" не пригласило.
Тогда уже решение назрело: 27 лет мне было, и кому бы я позже уже был нужен – второй после Дегтерева вратарь донецкого "Шахтера". А перешел – и стал играть, завоевал приз "Огонька". Очень это был в Союзе почетный для нас, вратарей, трофей – вратарский, можно сказать, "Золотой мяч".
Если ты знаешь, куда предпочитает бить игрок, вышедший к "точке", его надо заставить сделать удар именно туда, куда ты хочешь, а не он. И потом брать мяч. Здесь важно и направление твоего взгляда, и наклон тела, и положение ног. Надо понимать, и в какую сторону двинуть корпус перед разбегом исполняющего удар. Обычно надо "качать" игрока по сторонам два раза: в нужную сторону и назад - и он бьет под первый наклон.
Кстати, лучшему пенальтисту чемпионатов СССР Игорю Пономареву, к примеру, надо было эти "раскачки" делать даже три раза – так вообще-то не практикуется никогда, но так именно и происходило: туда, назад и снова туда. Он мне, кстати, одиннадцатиметровый забил в 1981 году, когда я за "Торпедо" играл. А позже мы с ним в одной команде, бакинском "Нефтчи", выступали. Вот тогда-то и шла его серия рекордная - 24 удара без промаха. Я имел возможность на тренировках хорошо разобрать, почему он вратарей щелкает, как орехи. Его обмануть можно было только тремя "качками", но никто этого не делал, и он забивал без промаха шесть сезонов кряду!
Порой мяч еще только пенальтист устанавливает на "точку", а ты уже знаешь, что он обязательно будет у тебя в руках, куда бы ни был нанесен удар. Блохину оставалось три мяча до красивого юбилея в 200 голов – помните, он никак не мог этот барьер взять? И вот игра против киевского "Динамо" и пенальти в наши ворота. Мы с Олегом дружили, а потому когда он поставил мяч на одиннадцатиметровую отметку, мне говорит: "Слава, поздравь меня со 198-м!" Я ему: "Не кажи гоп, пока не перескочишь, Олег. Не торопись…" И взял удар!, - вспоминает Чанов.