Об объединении чемпионатов: найти общий язык
На декабрьском заседании исполкома УЕФА в Праге президента Европейского футбольного союза Мишеля Платини спросили: как он относится к идее объединения чемпионатов Чехии и Словакии? Платини ответил кратко: «Как известно, это запрещено правилами УЕФА, но в данном случае я нахожу идею объединения чемпионатов двух стран весьма интересной. В общих чертах она позитивна, хотя и требует серьезной проработки». Чуть позже в интервью ряду СМИ Платини напомнил, что с подобной идеей к нему время от времени обращаются различные федерации, пытаясь найти поддержку УЕФА. В ответ они слышат одно и то же: прежде всего заинтересованным сторонам нужно договориться друг с другом.
Чемпионат единой Чехословакии проводился более 70 лет: с 1925-го по весну 1993-го. С развалом этого государства и образованием двух независимых стран футбольные федерации Чехии и Словакии, конечно же, вступили в УЕФА на правах самостоятельных величин, автоматически получив все возможности для участия в европейских клубных турнирах гораздо большим числом команд. Манящий шанс засветиться на высоком международном уровне главным образом устраивал Словакию, которая всегда чувствовала себя в едином чемпионате обделенной вниманием. Чемпионами, как правило, становились более богатые клубы из чешских городов, а среди словацких команд конкуренцию им мог составить разве что «Слован» из Братиславы, который долгое время, вплоть до появления новых лидеров, в частности, «Жилины», властвовал и на словацком пространстве.
Для того чтобы футбольные руководители по обе стороны новой границы окончательно осознали, что одними амбициями уровень футбола в Чехии и Словакии поднять не удастся, хватило 17 лет. Сколько еще времени уйдет на возможное объединение – неизвестно. Но то, что футбольные власти Чехии и Словакии всерьез решили изучить проблему, – очевидно. В нынешнем году они уже трижды выносили вопрос объединения на совместные официальные обсуждения, предполагая, что в новом турнире будут играть двенадцать чешских и восемь словацких клубов. То есть между сторонами существует понимание того, что о равенстве представительства речи не идет, поскольку, не говоря уже об истории, даже в нынешнем рейтинге УЕФА чешские клубы стоят на несколько позиций выше словацких: соответственно на 19-м и 25-м местах. Зато и те и другие уяснили, что теоретически приподнять свой игровой, организационный и финансовый потенциал они могут, лишь объединив свои усилия.
Обычно речь об объединении начинает слабейшая из сторон. В последние годы сильнейшие шотландские клубы неоднократно просились в английскую лигу, австрийские – в швейцарскую. Безуспешно. Какой уже год ведутся разговоры о совместном российско-украинском чемпионате. За него якобы ратовал даже экс-президент УЕФА Леннарт Юханссон. И вроде бы руководители ведущих клубов с обеих сторон не против, но спорные вопросы, которые ставились перед ними несколько лет назад, остаются актуальными и по сей день.
Сколько команд от каждой стороны будут играть в этом турнире? По какому принципу будет осуществляться доступ в европейские кубки? Кто будет финансировать чемпионат? Как будет проводиться обмен между лигами? Какой орган станет проводить соревнования? А проблемы судейства? А вопросы телетрансляций, которые никогда не возникали в советское время? Пока нет конкретного понимания даже того, можно ли провести хотя бы объединенный Кубок двух стран. Или Суперкубок…
И все-таки было бы очень хорошо, если бы Чехия и Словакия договорились. Возможно, тогда и другим желающим стало бы проще найти общий язык.
Сергей Шавло, мастер спорта международного класса
– Я помню, когда еще играл, а потом работал в Австрии, там поднимался вопрос объединения двух чемпионатов: австрийского и швейцарского. Но у австрийцев не так много команд высокого уровня, поэтому равного количества клубов с обеих сторон в этой новой лиге быть не могло. Это одна проблема. Но были и другие, поэтому все так и осталось на уровне разговоров. У словаков и чехов трудности могут возникнуть те же самые. Да, там весьма схожий язык, близкие расстояния между городами. К тому же наверняка после распада Чехословакии многие старые связи, традиции еще не растерялись. А это очень важно. Но уровень чемпионатов разный. У словаков он ниже, а значит, и претендовать на участие в объединенной лиге смогут гораздо меньше команд, чем у чехов. Ну, две-три от силы. А со временем там вообще может образоваться полное засилье чешских клубов, что вряд ли устроит словаков, которые сейчас имеют постоянную квоту в европейских кубках. Это уже серьезный подводный камень. Хотя словаки наверняка надеются на подъем национального футбола, уровень которого в последние годы резко упал. Мы же видели с вами уровень «Жилины» в Лиге чемпионов. Так это, заметьте, лучший словацкий клуб.
У футбола свой путь
Турниры по различным видам спорта на постсоветском пространстве с участием ведущих клубов СНГ имеют разную историю и судьбу.
Кубок Содружества. Первый розыгрыш состоялся в январе 1993-го. Турнир задумывался как «зимнее первенство чемпионов стран СНГ». Однако с нарастанием проблем организационного и финансового характера чемпионов стран в турнире становится все меньше, а интерес болельщиков падает.
Кубок Первого канала. Футбольный турнир, организованный Первым телевизионным каналом и фондом Романа Абрамовича, впервые состоялся в феврале 2006 года в Израиле. В нем приняли участие московские ЦСКА, «Спартак», киевское «Динамо» и донецкий «Шахтер». В 2009-м турнир был отменен из-за финансовых проблем.
Континентальная хоккейная лига. Открытый для иностранных участников турнир стартовал в конце 2008-го и теперь в нем помимо двадцати российских клубов принимают участие по одной команде из Белоруссии, Казахстана, Латвии. Турнир живет и развивается.
Единая лига ВТБ. В декабре 2008-го состоялся первый турнир восьми баскетбольных команд. Интерес к нему нарастает. В сезоне-2010/11 в нем помимо клубов из России, Литвы, Украины, Эстонии, Белоруссии и Латвии играют коллективы из Финляндии и Польши.
|Лежачий камень
Чемпионаты России и Украины в начале 1990-х стали самостоятельными турнирами в рамках независимых государств. Прошло не так много времени, как начались разговоры о возможном объединении.
Июль 2004 г. Президент России Владимир Путин, на бизнес-форуме в Ялте:
– Я бы предложил двум странам проводить совместные чемпионаты по футболу и хоккею. Это было бы интересно, и уровень спорта и в России и в Украине, безусловно, вырос бы. В Москве киевское «Динамо» принимали бы на ура…
Ноябрь 2006 г. Президент донецкого «Шахтера» Ринат Ахметов:
– Такое объединение обеспечит большие возможности для команд, повысит конкуренцию и увеличит прибыль. А если мы будем молчать, то ничего этого не будет.
Апрель 2010 г. Президент ЦСКА Евгений Гинер:
– Я думаю, что можно сделать чемпионат из 18 команд. К четырем-пяти сильным клубам России добавить столько же с Украины, в которые вкладываются деньги. Тогда мы уже получим десять коллективов с приставкой супер. А взять туда еще порядка семи-восьми команд из обеих стран? Ринат Ахметов и братья Суркисы к этому готовы. И морально, и физически, и технически.
Сентябрь 2010 г. Сергей Прядкин, президент РФПЛ:
– Мы разговаривали на тему объединения с украинскими коллегами. Рассматривали даже вариант премьер-лиги, куда бы вошли по восемь команд с каждой стороны. Пока ни к чему конкретному не пришли. Много сложностей. Но всем понятно, что с точки зрения зрительского или коммерческого интереса многие матчи были бы чрезвычайно успешны.
Октябрь 2010 г. Президент киевского «Динамо» Игорь Суркис:
– Под лежачий камень вода не течет. Сейчас все разговоры о возможном объединении не имеют под собой реальной почвы. Нужна какая-то инициатива, причем желательно, чтобы этот вопрос решался на уровне президентов двух стран.
Александр Владыкин