Гильотина для болельщика
После неудачной попытки загнать за Можайск пресловутую футбольную оппозицию в лице профессиональных клубов президент Федерации футбола Украины принялся за болельщиков.
Последние слова и решения главы футбольной федерации относительно болельщиков могут свидетельствовать лишь об одном: неумении или нежелании высшей футбольной власти адекватно реагировать на существующую проблему. Проронив на последнем исполкоме ставшую уже крылатой фразу о том, что своего сына президент федерации на стадион в жизнь не возьмет из-за распоясавшихся юнцов и девиц, Григорий Михайлович сразу же угодил, мягко говоря, в неловкое положение. Такие высказывания могли бы еще восприниматься более или менее нормально лишь в том случае, если бы они исходили от простого обывателя. Ибо проблема с обеспечением правопорядка на стадионах во время футбольных матчей действительно актуальна, как никогда. И было бы глупо ее не замечать. Но в том-то и беда, что сентенцию эту высказал не какой-то анонимный любитель игры миллионов, а действующий глава всего отечественного хозяйства, которому государство делегировало право на руководство всем футбольным процессом в стране. То есть, от ФФУ изначально предполагается роль не столько свадебного генерала, сколько ответственного за все проблемы нашего спорта номер один. И если первое лицо нашего футбола говорит на официальном мероприятии подобные вещи, это не что иное, как констатация собственного бессилия. Потому что сразу возникает вопрос: а что лично сделал президент ФФУ для того, чтобы на наших стадионах царила полная идиллия? Вопрос, наверное, риторический. И это тем более удивительно на том фоне, что власть, которой наделен наш футбольный главком, почти абсолютная. То есть, решай, действуй, устраняй недостатки – все необходимые рычаги и механизмы в твоих руках. Причем не только подручный инструментарий в распоряжении руководителя федерации имеется, но и возможность непосредственно влиять на организации, проводящие чемпионат и первенства страны. Коль не устраивает босса качество работы Премьер-лиги и ПФЛ в этом вопросе, пожалуйста, посредством Комитета профессионального футбола, который зачем-то существует в недрах федерации, можно наглядно продемонстрировать, как нужно работать и решать насущные проблемы.
Но не тут-то было. Наш Григорий Михайлович решил идти по пути наименьшего сопротивления. Следовательно, с одной стороны, замечаются лишь позитивные моменты, которые мигом трансформируются исключительно в собственную заслугу, а с другой – головную боль предлагается не лечить, а забыть раз и навсегда. Вместе с головой. Радикально. Посредством гильотины.
Новые Дисциплинарные правила ФФУ, принятые на последнем исполкоме, иначе, как гильотиной для болельщиков и клубов, назвать нельзя.
Судите сами. Если болельщики будут просто «перемещаться между секторами стадиона», клуб Премьер-лиги обязан уплатить денежный взнос в размере 20 тысяч гривен. За каждый следующий случай сумма увеличивается в два раза. В то же время массовая драка болельщиков оценивается специалистами федерации в эти же 20 тысяч. То есть, ни о какой дифференциации правонарушений, индивидуальном подходе и особенностях речь не идет. И это только цветочки. Если болельщик на матче элитных коллективов зажег на стадионе один бенгальский огонь (который, кстати, в некоторых футбольных странах не считается правонарушением), клуб обязан уплатить сразу 5 тысяч гривен. Если же, не дай бог, на поле будет брошен обычный серпантин – клуб сразу же раскошелится на 50 тысяч. Во всех указанных выше примерах каждый следующий подобный случай чреват клубной кассе как минимум удвоенными штрафами. А максимум – проведением матча без болельщиков.
Эти новшества в федерации, как всегда, увязывают со строгими дисциплинарными правилами УЕФА и ФИФА. Действительно, за серьезные правонарушения и проступки действующими правилами международных футбольных ассоциаций предполагается порой очень суровое в денежном эквиваленте наказание. Только вот это – лишь одна сторона медали. Вторая, кстати, отнюдь не скрытая, а скорее почему-то замалчиваемая представителями ФФУ, указывает на то, что практически у каждого правонарушения есть минимальный порог наказания. И равен он, как правило, 300 евро. У нас же этого порога, аналогичного минимума днем с огнем не сыщешь. Сразу – обухом по голове. Чтобы неповадно было.
Вот так-то. Никакой тебе профилактики, усиления воспитательной работы, круглых столов с привлечением всех заинтересованных сторон. С глаз долой и с сердца вон. «Юнцов» и «девиц» даже не пытаются слушать. Они уже виноваты. По определению. Рецепт прост, как чековая книжка: нет болельщика – нет проблемы. Чем меньше их будет на стадионе, тем лучше для обеспечения порядка. И для самого президента ФФУ, который наконец-то сможет сводить своих детей и внуков на стадион.
Только вот согласятся ли с таким отношением к себе болельщики?
Виктор Аналитик, специально для "Террикона"