Сергей Ребров: Первый снайпер из прошлого века
НА СПОРТИВНОМ небосклоне Украины звезда Реброва вспыхнула удивительно рано. Парню не исполнилось еще и восемнадцати, а в его послужном списке уже значились выступления за взрослую команду Макеевки, дебют в донецком «Шахтере» — чести и гордости футбольного Донбасса, голы в его составе в высшей лиге чемпионата СССР, звание лучшего бомбардира горняков в первенстве Украины 1992 года и, наконец, приглашение в киевское «Динамо».
Именно в столичном клубе, особенно с возвращением на круги своя Валерия Лобановского, недюжинный талант этого игрока раскрылся настолько, что на изломе тысячелетий многие гранды континентального футбола стремились заполучить его в свои ряды. Поиграв в Англии и Турции, Сергей вернулся в команду, которая и сделала его футболистом с мировым именем.
— Моей мечтой с детства, как, наверное, и каждого донецкого парня, было играть в «Шахтере», — вспоминает Ребров. — И я ее осуществил. А вот переезжать ли в Киев в неполные 18 лет, как мне тогда было, вряд ли мог решать сам. Поэтому полностью доверился в этом вопросе тогдашнему главному тренеру «Шахтера» Валерию Ивановичу Яремченко. Он хотя, наверное, и сам имел какие-то виды на меня, дал «добро» на переезд в столицу, за что я ему благодарен по сей день.
— Говорят, за вами тогда киевское «Динамо» чуть ли не чартерный самолет прислало. Сейчас этим, конечно, никого не удивишь, а тогда, в 1992-м, было нечто!
— Если честно, я уже и не помню какой там рейс был. Помню другое — как в первый раз мне об интересе «Динамо» сказал Валерий Иванович, сообщив, что скоро за мной приедут из Киева. «Что, травите меня?» — ответил я тогда Яремченко. Он только улыбнулся, а я напрочь забыл об этом разговоре. Однако спустя какое-то время в Донецк пожаловал президент киевского «Динамо» Виктор Безверхий и один из его помощников Михаил Ошенков. И вот эти футбольные «глыбы», а кем же еще они тогда мне, пацану, могли казаться, прижали меня к «стенке» в ожидании немедленного согласия лететь в Киев. Конечно, для меня это было шоком. Но я согласился, помня благословение Валерия Ивановича.
— Вскоре вы приняли участие в матче, который навсегда вошел в историю киевского клуба. Речь о поединке Лиги чемпионов с московским «Спартаком» — самым принципиальным соперником киевского «Динамо» во все времена. Уступая со счетом 0:2 после первого тайма, киевляне в итоге выиграли — 3:2. Можно ли говорить, что в вашей карьере этот поединок стоит на особом месте?
— Несомненно! Я был в запасе и во время перерыва остался на поле — разминаться. Поэтому не знаю, что происходило в эти минуты в нашей раздевалке, кто и как настраивал команду на вторую половину встречи. Но с ужасом обратил внимание на то, как разочарованные после первых 45 минут игры зрители начали покидать трибуны. Тысяч пять, наверное, со стадиона ушли, что было, конечно, неожиданностью — все-таки матч со «Спартаком» да еще и в Лиге чемпионов!
Но и другое запомнил — как оставшиеся на трибунах болельщики после финального свистка с ума сходили от радости. В таком же состоянии эйфории пребывали и мы, игроки. Я в том матче забил решающий гол. Это было неописуемо. Просто шквал эмоций!
— На ваш взгляд, могло ли тогда «Динамо» рассчитывать в Лиге чемпионов на большее, нежели одна победа при пяти поражениях?
— Не берусь судить. Да и что теперь гадать. Первую игру мы выиграли, это, мне кажется, должно было придать уверенности, как произошло, скажем, три года спустя — после матча с ПСВ «Эйндховен» уже при Валерии Лобановском. Но в сезоне-1994/1995, к сожалению, этого не случилось, хотя мы не были слабее других в группе. Наверное, элементарно не хватило опыта международных встреч.
— Зато в 1998 и 1999 годах вы с партнерами потрясли футбольную Европу, пробившись, соответственно, в четвертьфинал и полуфинал Лиги чемпионов. Это были последние громкие успехи клуба при Валерии Лобановском. Интересно, а какое впечатление он произвел на вас во время первой встречи?
— Валерий Васильевич сразу же поведал нам о своих принципах работы, о взглядах на развитие современного футбола. Тренер очень много нового нам рассказывал, объяснял. Это был действительно великий психолог, который мог одним словом, одной фразой подчинить себе два десятка футболистов. А порой он даже ничего и не говорил, а просто сидел на лавочке у кромки поля и смотрел на нас. Его взгляд мы ощущали буквально физически, повинуясь мысленным командам наставника. Что там и говорить, Лобановский был великим тренером и человеком.
— А что такого необычного в тренировочном процессе, в психологии игроков произошло с возвращением Лобановского? За счет чего «Динамо» из откровенного европейского «середнячка» за очень короткое время превратилось в команду, которая боролась за главный приз Лиги чемпионов?
— В первую очередь он сделал так, чтобы мы поверили в свои силы. Его слово воспринималось как догма, все задания выполнялись безоговорочно, хотя нагрузки были очень большие. Мы терпели, потому что появилась убежденность — это обязательно принесет свои плоды. Так и произошло. В первой же Лиге чемпионов после возвращения Лобановского мы обыграли не только «Эйндховен», считавшийся в ту пору одним из сильнейших клубов Европы. Потом убедительно взяли верх над самой «Барселоной» — и дома, и в Испании.
— Сергей, на ваших глазах происходило превращение Андрея Шевченко из начинающего футболиста в лучшего игрока Европы, а ваш с ним дуэт форвардов в конце 1990-х считался одним из самых грозных в мире. Понятно, что однозначно на этот вопрос не ответишь, но все-таки — благодаря чему, по вашему мнению, Шевченко сумел достичь таких высот в футболе?
— О, если бы я знал точный ответ на этот вопрос! Во-первых, Шева — талант. Это бесспорно. Во-вторых, ему, как, впрочем, и многим из нас, повезло. Он встретился с Лобановским. Валерий Васильевич сумел развить талант Андрея, он привил ему массу качеств, которые и позволили Шевченко стать тем, кем он стал.
Талант от природы есть у многих. Даже сейчас, вы же сами видите, у некоторых молодых футболистов «Динамо» хорошие задатки имеются. Но в том-то и сложность, что талант нужно развивать, а далеко не каждый знает, как это делать. Имею в виду как тренеров, так и самих игроков. Имеет значение и то, что сейчас, по сравнению с 1990-ми, немножко изменилась жизнь. У нынешней молодежи, я считаю, слишком много соблазнов. У нас же их было гораздо меньше. И, наверное, поэтому наши мысли были заняты только футболом. Не каждый может выдержать и испытание славой, вдруг появившимся материальным достатком.
— Наблюдая за вашей с Андреем игрой, иногда казалось, что вы и с закрытыми глазами легко найдете друг друга на поле. В этом тоже заслуга Лобановского или какой-то другой секрет был?
— Этому способствовало несколько обстоятельств. Скажем, то, что мы и вне поля дружили с Андреем. Потом, мы ведь выросли в одной стране, значит, менталитет у нас был почти одинаков, характеры похожи. Каждый нападающий амбициозен, каждый хочет забить больше, чем другой. Но Валерий Васильевич сумел создать такую атмосферу в команде, что для нас почти не имело значения, кто отличится, главное, чтобы команда при этом выиграла. Поэтому и мы с Андреем с удовольствием выводили друг друга на завершающий удар даже в тех случаях, когда и самому можно было забивать. Мы как бы дополняли друг друга на поле и понимали, что называется, с полуслова, с полувзгляда.
Но, конечно, успехи «Динамо» во второй половине 90-х — это не только наши с Андреем заслуги. Команда, к примеру, очень мало пропускала, в том числе — и в Лиге чемпионов. Выходя на поле, мы были уверены, что у нас надежный тыл. Головко и Ващук цементировали оборону в центре, на флангах надежно играли Лужный и Дмитрулин. Как и мы с Шевченко, эти ребята и многие другие раскрылись именно при Валерии Васильевиче.
ВЕХИ КАРЬЕРЫ
Первые шаги в футболе выпускник Донецкого училища олимпийского резерва Сергей Ребров сделал в 1990 году — в макеевском «Шахтере». Уже через год дебютировал в составе «Шахтера», но уже донецкого, в чемпионате СССР, забив гол престижа в ереванском матче с «Араратом».
27 июня 1992 года. Дебютировал в сборной Украины в возрасте 18 лет и 25 дней (в игре против США — 0:0). В октябре того же года открыл счет голам за киевское «Динамо», поразив ворота «Кривбасса».
Весна — лето 1993-го. Впервые стал чемпионом и обладателем Кубка Украины.
14 сентября 1994 года. Забил победный гол в ворота московского «Спартака» в матче Лиги чемпионов (счет — 3:2 в пользу киевлян). Этот мяч стал для него первым из 30-ти, забитых в еврокубках.
Декабрь 1996-го. Признан лучшим футболистом Украины (по версии газеты «Украинский футбол», которая спустя два года еще раз назовет его лауреатом) и лучшим игроком национального первенства (опрос газеты «Команда»).
Июнь 1998. Завершил чемпионат Украины в ранге лучшего бомбардира — 22 мяча.
16 апреля 2000-го. Стал первым футболистом, забившим в нашем чемпионате более 100 мячей. Нынче таких голов на счету Сергея 112 — абсолютно лучший результат.
1 июня того же года. За два дня до 26-летия подписал пятилетний контракт с лондонским «Тоттенхэмом». Его трансфер потянул на 11 млн. фунтов и стал рекордным для «Шпор». На Туманном Альбионе Реброву положили годовую зарплату около одного миллиона фунтов.
29 января 2003-го. В Англии дела у Сергея пошли не очень хорошо (10 голов в 59 матчах Премьер-лиги), и спустя три сезона «Шпоры» отдали его в аренду «Фенербахче», с которым он выиграл титул чемпиона Турции (2 гола в 25 матчах).
Июль 2004-го. Подписал контракт (и снова на правах аренды) с лондонским «Вест Хэмом», которому помог пробиться в высший английский дивизион.
Лето 2005-го. Вернулся в киевское «Динамо», в составе которого еще два раза выиграл Кубок Украины (всего таких триумфов у него семь) и получил девятую золотую медаль победителя национального первенства.
Июнь — июль 2006-го. Принял участие в ЧМ-2006, где сыграл в четырех поединках и отметился эффектным голом в ворота сборной Саудовской Аравии.
Август 2006-го. Провел последний на данный момент матч за сборную Украины (в квалификации Евро-2008 с Грузией в Киеве — 3:2). Всего в его послужном списке 75 матчей в национальной команде (15 голов).
Алексей ЛЕНСКИЙ