Резо Чохонелидзе: «Мне грустно, что великая команда киевского «Динамо» опустилась до такого уровня»
Исполнилось 100 дней работы в «Динамо» его генерального директора Резо Чохонелидзе. То есть, срок, за который «накопилось»… Этим и поделился грузинский итальянец с корреспондентом «СПОРТглавреда».
За сто дней, прошедшие со дня его прихода в клуб, генеральный директор «Динамо» Резо Чохонелидзе сделал столько заявлений!.. В которых вполне можно было бы «заблудиться». А стоило ли добиваться этой встречи? «Нарезать», так сказать, подборку цитат… С этого, собственно, я и начал.
Вы как-то сказали, что благодарны Фортуне за все, что с Вами произошло: «Не было бы в моей жизни везения, наверное, работал бы сейчас в России или Украине». Ну, вот Вы и в Украине. Как думаете – повезет ли на этот раз?
Вряд ли стоит надеяться только не везение. Человек – хозяин своей судьбы, а сегодня моя судьба связана с «Динамо». Работа, которой я предполагаю заниматься в Киеве, очень интересная – постараюсь на ней сконцентрироваться. В то же время, мне очень грустно, что великая команда опустилась до такого уровня: придется приложить много усилий, чтобы попытаться возродить ту команду, которая была при Лобановском. С этой целью президент клуба Игорь Суркис решил дать новому тренеру возможность просмотреть всех молодых футболистов, дать свою оценку увиденному и после этого сделать анализ, какие позиции потребуют усиления.
Для того, чтобы реорганизовать нашу работу я пригласил из футбольной Академии в Коверчано Франко Феррари, который в течение трех дней читал динамовским специалистам лекции по технике и тактике современного футбола. Несомненно, такие встречи будут повторятся, так клубные тренеры имеют не только различное образование, но и разный жизненный опыт… Делая ставку на молодых футболистов, которые приходят из динамовской академии, мы должны заботиться о подготовке тренерских кадров, работающих в школе.
Лучшие из выпускников нашей школы должны проходить обучение во второй команде, а потом и в дубле, где с молодежью успешно работают Калитвинцев и Литовченко. Далее – первая команда… Сейчас мы уже имеем человек пять-шесть очень одаренных молодых футболистов. Хотелось бы, чтобы Юрий Семин познакомился с этими игроками и определился, готов ли он с ними работать на уровне первой команды.
Вы пришли из «Милана» – одной из самых стабильных клубов мира – в «Динамо», в период нестабильности и хаоса… Не жалеете, что решились на такой шаг?
Думаю, что Вы ошибаетесь относительно «Динамо»: команда скорее переживает кризис – никакого хаоса я не наблюдаю. Действительно, сегодня «Милан» – великая команда, но лет десять тому назад киевское «Динамо» и «Милан» были почти на одном уровне. Спад начался после того, как не стало одного из самых лучших специалистов мира, феноменального человека Валерия Лобановского – «Динамо» осиротело. Клуб, по существу, остался без руководителя, потому что этот большой человек «таскал» за собой огромное количество людей, явно не дотягивавших до его уровня: его помощники так и не сумели осмыслить, с кем работали и что представлял собой этот человек. Ведь даже сейчас, когда его нет с нами, трудно до конца осознать, как много потерял украинский футбол… Но жизнь не стоит на месте!
В мою задачу входит привнести в клуб культуру европейского футбола. «Динамовская» инфраструктура (количество зданий, полей, подсобных помещений) превосходит «миланскую», которой тридцать пять лет. Но, если бы Берлускони строил базу сегодня, то она была бы лучше, чем в Конче-Заспе…
Начнем с того, что в «Динамо» не было профессионального тренера по физподготовке – раньше все было собрано в кучу… Не было никакого контроля за футболистами: трудно было определить, в каком состоянии находится тот или иной игрок, на каком этапе он теряет, например, скоростные качества или игровое мышление. Поэтому сейчас я хотел бы вместе с Пинколини и Семиным разделить сферы влияния: Юрий Павлович будет заниматься техникой и тактикой, Пинколини – «функционалкой»… Кроме того, Краковский будет заниматься с вратарями, просматривая молодых голкиперов во всех возрастах.
Я нисколько не жалею, что оказался в Киеве: в «Милане» все работало, как часы, и, если бы «Динамо» было в таком же состоянии, мой приход был бы не нужен. Мне нравится, что президент дал мне такую свободу действий, что я смогу реализовать те замыслы, с которыми я прилетел сюда.
Вы рассказали о разграничении тренерских полномочий… Чем в таком случае будет заниматься Овчинников? И еще. Олег Лужный, в бытность свою и.о. главного тренера, наговорил столько нелицеприятных слов в адрес нынешних футболистов команды, в то время, как Семин видит в этих игроках перспективу… Не кажется ли Вам, что уже изначально заложен внутренний конфликт между главным тренером и его помощником?
В отношении Овчинникова могу сказать, что его появление в «Динамо» – желание главного тренера. Бывший вратарь «Локомотива» и московского «Динамо» совсем недавно закончил карьеру игрока и не имеет тренерского опыта, хотя во многих клубах новый тренер приводит с собой умудренных тренерским и жизненным опытом помощников. Но мы доверяем Юрию Павловичу и если он выбрал Овчинникова – так тому и быть.
Что касается высказываний Лужного, считаю – это был всплеск эмоций. Олег, будучи футболистом, не щадил себя ни на тренировках, ни на поле, и, наверное, хотел, чтобы и его подопечные отдавались игре так же, как и он. В «Динамо» во все времена были игроки, которые могли бы служить примером теперешним футболистам: Биба, Сабо, Медвидь… Но футбол изменяется, культура игры, техника-тактика уже иные, вносит изменения во внутрикомандные отношения и наличие в составе иностранцев… Поэтому тренерам надо быть осторожнее в своих слишком категоричных оценках действий игроков…
Специалисты считают, что, именно благодаря работе лаборатории «Миланелло», разрабатывающей индивидуальные нагрузки футболистам, вот уже несколько лет «возрастные» игроки «Милана» демонстрируют завидное мастерство и удивительную функциональную подготовку, позволившие им за последние лет пять трижды оказываться в финале Лиги чемпионов… Согласны ли Вы, что последователи Лобановского утратили главную «изюминку» его футбола – высочайшую функциональную готовность, из-за чего команда становится на евроарене полностью «безоружной»: в прошлом году пропустили пятнадцать мячей, в этом – девятнадцать! Считаете ли Вы, что Пинколини сможет преобразить «Динамо»?
Вообще же начало созданию научных лабораторий при футбольных командах положили Лобановский, Базилевич и Зеленцов. Потом в команду пришел молодой талантливый специалист Козлов… К сожалению, ушли из жизни сначала Лобановский, а потом и Зеленцов, и за работой лаборатории был ослаблен контроль. Пять лет тому назад была создана «Миланлаб». Мы тогда приезжали в Киев, познакомились с наработками динамовцев – от нас ничего не скрывали… За это время итальянцы ушли вперед, киевляне остановились в своем развитии. Теперь с помощью Пинколини и Козлова мы постараемся восстановить научно-комплексную бригаду – динамовскую лабораторию. На каждого футболиста будет сделан индивидуальный план функциональной подготовки, которые будут контролироваться каждую неделю. Будем следить за биохимическими анализами, проводить биомеханические наблюдения, контролировать скоростную и общую выносливость – все, что необходимо для повышения функциональной подготовки. В помощь из университета физкультуры приглашены трое специалистов, один из которых – кандидат наук, и 8-го января они воссоединяться с командой.
Юрий Семин должен получить подготовленного футболиста, чтобы реализовать свои замыслы технико-тактического направления и построения коллективной игры. Как он это будет осуществлять я пока что не знаю, так как его работе я не могу дать профессиональную оценку. Знаю, что, работая главным тренером в «Локомотиве», он достигал успехов – когда у нас наладится работа научно-комплексной бригады, с функциональной подготовкой проблем не будет.
Ходит много разговоров о плохом моральном климате в команде – как Вы думаете, возможно ли каким-то образом сплотить коллектив?
Подобные разговоры возникают, когда команду преследуют неудачи, а причина не лежит на поверхности. Я каждый день нахожусь в на базе, общаюсь с ребятами… Незапланированные неудачи в Лиге чемпионов могут подкосить любую команду… Повторяю, причина всех неудач кроется в плохой функциональной подготовке, в отсутствии контроля за состоянием игроков. Перед уходом в отпуск команда уже была в хорошем состоянии. Думаю, весной, в чемпионате Украины у нас сбоев не будет.
Почему так высок травматизм?
Все по той же причине – отсутствовал контроль за состоянием футболистов. Замечено, что у бразильцев к 24-25 годам «отказывают» коленные суставы, паховые кольца, голеностопы, плечевой пояс… Эти, чисто физиологические, деградации требуют более углубленного изучения спортивных медиков и физиотерапевтов. Вы, наверное, обратили внимание, что в основном травмируются и ложатся на операционный стол легионеры – за полтора года было прооперировано восемнадцать человек! Это своеобразный «мировой рекорд». Потому и пришлось последние пять игр провести силами украинских игроков…
Пару слов о трансферной политике клуба – этим будет заниматься сам Суркис, Семин? Или селекция – в Вашей власти?
Игорь Михайлович осуществил отличную операцию по покупке Бангура и Диакате – не думаю, что он и в дальнейшем будет заниматься селекцией. Что касается Юрия Семина, то давно замечено, что не следует заниматься селекцией и тренеру – для этого есть специальная служба. В «Милане» этим занимаются генеральный и спортивный директора и президент клуба. Селекционеры собирают информацию. Дело тренера заниматься технико-тактическим направлением работы клуба, определять состав на игру и …выигрывать. Представьте себе, что будет, если каждый приходящий в команду тренер станет настаивать на покупке тех или иных футболистов – вот тогда-то и наступит хаос. В «Динамо» за последнее время мы поменяли трех тренеров – что было, если бы каждый из них привел с собой по пять игроков!..
Считается, что даже самые одаренные российские и, наверное, украинские игроки не обладают тем набором жизненных качеств, которые даже выше одаренности или мастерства и необходимы футболисту суперклуба. В чем же особенность славянского менталитета, который не позволяет игрокам с Востока закрепляться в Европе?
После разрушения Советского Союза и развала всей системы подготовки спортсменов, тренеры вынуждены были заботиться о своих семьях – надо было как-то выживать… Постепенно терялись навыки, молодые футболисты становились «беспризорными», так как был утрачен контроль со стороны футбольных клубов. Плюс разрушенная инфраструктура… Со временем, правда, страны бывшего СССР приходили в себя, налаживалась экономика, на стадионы вернулся футбол… Но в детские тренеры, на мизерную зарплату никто идти не хотел и предприимчивые люди стали отправлять в Европу «полуфабрикат» – 11-12-летних пареньков, которые едва научились жонглировать мячом. Можно по пальцам пересчитать, сколько из них сумело адаптироваться к незнакомым условиям жизни и закрепиться в футболе – куда сгинули остальные, неизвестно.
Вы работали с восточными футболистами, что можете сказать о них хорошего, кроме плохого?
Талантливые футболисты, если их не преследовали травмы, конечно же, находили себе место в различных лигах, а когда в России ситуация улучшилась, возвратились домой.
Долго играть им мешало отсутствие хорошей футбольной школы, а на одной «физике» далеко не уедешь… Они приезжали на Запад в таком возрасте, когда не только трудно переучиваться в чисто футбольном плане, но и воспринимать окружающую действительность. А это, наверное, главное.
Особняком стоят Шевченко и Каладзе, которые оказались в «Милане» в самом расцвете своих сил и возможностей. Им очень повезло, что попали в «свою» команду. Кстати, благодаря успехам Андрея и Кахи, в Украине начался футбольный бум – многие родители повели своих детей в футбольные школы…
Вы сказали, что уже есть пять-шесть молодых игроков, на подходе, очевидно, несколько человек «со стороны» – будет ли производится кадровая чистка и кого она коснется в первую очередь?
Первыми уйдут те, у кого заканчиваются контракты – Белькевич и Федоров… Но не надо думать, что мы в одно мгновение откажемся от услуг большой группы игроков: Юрий Семин должен увидеть всех – и легионеров, и ближайший резерв. Мне верится, что Пинколини сможет «реанимировать» тех игроков, которые в силу недостаточного контроля за подготовкой потеряли «форму». Так что не будем спешить с оценками.
Какие позиции, на Ваш взгляд, необходимо усиливать?
Я могу высказать только свое мнение: очевидно, что из-за отсутствия прооперированного Диакате нам срочно понадобится центральный защитник. Правда, здесь я рассчитываю на помощь одаренных молодых ребят из второй команды, о которых, если все будет развиваться, как следует, через три-четыре месяца заговорят…
Вы как-то сказали, что футболист должен зарабатывать много денег. Вот только как добиться, чтобы он оправдывал это вознаграждение – грамотно составленным контрактом или введением системы штрафов?
Зарплата должна соответствовать вкладу футболиста в общее дело. И, тем не менее, мы должны создать «зарплатный потолок», отвечающий требованиям, заложенным в контракте. Если человек растет в своем мастерстве и способствует выполнению поставленных перед командой задач, то будет расти и его зарплата. Когда мы брали в «Милан» Шевченко, мы знали, что он нам дает девять или десять лет гарантии и поэтому с каждым годом его зарплата росла – было за что… Когда он ушел в «Челси», то принес нам еще и хорошую прибыль.
Мы знаем, как в советское время «поощряли» хороших игроков, как умели «влиять» на нарушителей дисциплины… А каким образом можно сейчас повлиять на человека, который недорабатывает на поле – штрафовать?
Штрафы, конечно, не исключены, но многое зависит от интеллектуального уровня тренера, который должен постараться сплотить коллектив, изменив мышление игроков, объединить их общей идеей.
Перед уходом в отпуск Пинколини раздал игрокам планы индивидуальной работы – посмотрим, кто как работал дома. Для того, чтобы успешно выступить в чемпионате Украины, нам отпущено около трех месяцев – вот это срок, за который Юрий Павлович должен из имеющихся в наличии игроков создать команду.
Вы говорили о новом мышлении в работе клубного менеджмента – не кажется ли Вам, что пора отказаться от порочной практики заключения долгосрочных контрактов с игроками?
Если клуб верит в игрока, то он закрепляет его за собой, да и футболисты себя увереннее чувствуют, если не надо беспокоиться о том, что контракт вот-вот закончится и надо будет подыскивать другую команду. Но, покупая игрока, клуб не должен допустить ошибки в выборе – ответственность должна распределяться на всех участников этой сделки. Все-таки профессиональный футбол – это бизнес.
Что скажете о продлении контракта с Алиевым?
Контракт с ним продлил президент, который его знает много лет. Я со своей стороны могу сказать, что Алиев – одаренный молодой перспективный футболист, и является игроком первой команды. Если он хочет и в дальнейшем играть, а не сидеть на скамейке, то за зимний сбор должен проявить себя с лучшей стороны. Последнее слово за Семиным.
Еще одна цитата из Вашего интервью: «Чтобы команда блистала победами, необходимо поменять стереотипы»... Каким образом Вы собираетесь этого добиваться?
Надо привить игрокам комплекс победителей – как это было при Лобановском. «Динамо» не должно думать о том, что надо с кем-то сыграть вничью – только победа! Этого мы будем добиваться исключительно трудом, работой на тренировках и подбором игроков для основного состава. Будем работать индивидуально с каждым игроком, чтобы подготовить их для выполнения самых высоких задач.
Мы заметили, что после того, как ушел Калитвинцев и сдал Белькевич, в команде не стало полноценной полузащиты…
Я этого не замечаю – есть очень хороший полузащитник оборонительного плана – Юссуф…
Во-первых, он – травмонеустойчив, а во-вторых, Юссуф – разрушитель, а в команде должно быть хоть пару игроков, умеющих дать выверенную передачу…
Созидатель – Корреа…
Он явно не выдерживает нагрузок, и, если будет и в дальнейшем в одиночку «распахивать» все поле – скоро протянет ноги…
Пока что Пинколини давал им поддерживающую нагрузку – в противном случае они, в самом деле, «вытянули бы ноги». Но, когда команда пройдет весь цикл функциональной подготовки – все станет на свои места…
С Семиным заключен контракт на два с половиной года – что, не очень доверяете ему?
Это нормальный контракт: когда Анчелотти пришел в «Милан», с ним тоже был заключен контракт на два с половиной года – потом продлен. Так что, если у Семина появляется результат, то тут же контракт продлевается.
Вы встречались с Юрием Павловичем – каким он Вам показался?
Это – вежливый, культурный, дружелюбный человек. Мы с ним встречались, когда «Локомотив» был в одной группе с «Миланом» в Лиге чемпионов. К сожалению, я не знаком с методами его работы, но, если команда добивалась успехов, то это не случайно. Думаю, отдохнув год от практической работы, Юрий Павлович с новым желанием включится в работу.
Вы неоднократно признавались в любви к киевскому «Динамо» эпохи Лобановского, мне нравилось «Динамо» во все времена еще и потому, что у этой команды всегда был свой почерк, своя игра, чего современные тренеры никак не могут добиться. Вы уже представляете, в какую игру может играть обновленное «Динамо» …
Я думаю, что это будет хорошая оборона, умело атакующие фланговые полузащитники, в задачу которых входят прострелы или нацеленные передачи в штрафную, и острые нападающие, которые эти «кроссы» результативно используют. Семин сейчас, наверное, просматривает записи, которые мы ему передали, анализирует их, присматривается к игрокам… Думаю, он будет прививать команде игру, которая наиболее ей сегодня подходит. Его не стоит торопить, а надо дать время разобраться в ситуации. Многое будет зависеть от наличия боеспособных игроков, слаженности действий команды и, конечно, от взаимоотношений внутри коллектива.
P.S. Встретившись как-то с Чохонелидзе, я целый месяц вел переговоры с пресс-службой ФК «Динамо», так как гендиректор отправил меня к Семененко – каждый должен заниматься своим делом… Как и обещал, батоно Резо старается внедрять европейскую культура в Украине. Дай, Бог!
Наконец заветный день настал и наша встреча состоялась. Какое впечатление произвел на меня уважаемый Резо? По большому счету, он не похож на иностранца – никакого «легионерского» налета. К тому же, характерный грузинский акцент… Ничего нового я от него не услышал: собранные в Интернете тексты вполне откровенно перекликаются со вчерашней беседой. Человека можно понять: его пригласили в команду, о работе в которой он даже и мечтать не мог в советское время. Выдернули из клуба, который он считает лучшим в мире… Вставили в систему, которая скрипит, как несмазанная телега… И хоть грузины испокон веков «водили хороводы» с украинцами, но наш менталитет нет-нет да где-нибудь «вывернется» – надо будет привыкать… Вспоминается, как несколько раз попадал впросак господин генеральный, ожидая от разбалансированной команды мужского поступка. А эти «бойцы», забыв о мужском достоинстве и чести, что особенно ценится на Кавказе, сдавали игру за игрой!
Какие перспективы у моего знакомого?.. Все решится на первом же сборе. Правда, обычно, люди нашей ментальности наиболее сложные проблемы решают за «рюмкой чая», а господин Чохонелидзе – ярый противник горячительных напитков… «Картина Репина – «Приплыли!» Многое ведь будет зависеть от взаимопонимания Лужного, который совершенно некстати оказался излишне эмоциональным, с Овчинниковым, ярко выраженная русская прямота которого может сыграть определенную роль в жизни команды…
Верю ли я в успех нового динамовского менеджмента? Трудно сказать – слишком много неизвестных в этом уравнении, которое придется решать с помощью бухгалтерских счетов…
Максим Максимов, для «СПОРТглавреда»