Олег Протасов: "Мне нравилось, когда "Днепр" забивал"
Выдав серию из семи побед подряд, футбольный клуб "Днепр" отправился в отпуск. Интервью Олега Протасова, главного тренера команды, лидирующей в "БИОЛА Чемпионате Украины по футболу", специально для Biola-champ.
- Вы можете дать краткую характеристику своей команде?
- ФК "Днепр". Судя даже по названию, все должны понимать, что это та команда, которая входит в элиту украинского футбола. Это важно. И уже завоевывала титулы в стране и неплохо в Европе выступала. Это такая самобытная команда со своим стилем, с большим количеством болельщиков.
- Как Вы относитесь к болельщикам Днепра, помните их еще со времен 20-летней давности?
- Когда мы играли, стадион заполнялся лучше. И за чемпионство боролись постоянно, это было важным для болельщиков "Днепра", поэтому народ ходил с удовольствием. Сейчас, конечно, поменьше интерес к внутреннему чемпионату. Наверное, чемпионат не такой интересный по сравнению с чемпионатом Советского Союза. Но на европейские матчи тут всегда ажиотаж, любят наши болельщики европейские игры. Ну и сейчас пошли новые веяния с фанатским движением. Ребята организовываются, и с каждым матчем занимают все больше и больше места на стадионе. Нравится им, увлекаются. Помогают команде, как могут.
- У Вас получается смотреть футбол глазами болельщика?
- Некоторые матчи, к результату которых я безразличен, я смотрю, как болельщик. Иногда получается. Могу спокойно отвлекаться и поглядывать на поле. Я с удовольствием просто смотрю футбол, мне нравятся команды, которые в интересный футбол играют. "Арсенал" лондонский, "Барселона", "Челси". Были какие-то моменты, когда только перешел туда Моуриньо.
- Наверное, есть какая-то категория людей, молодых футболистов, которым суждено стать знаменитыми игроками. Можно как-то обозначить, какие ребята становятся звездами футбола?
- Суждено… может, это и есть суждено, но в основном-то к таланту прибавляется потрясающая работа тех, кто становится звездой. И еще нужно стечение обстоятельств. Нужно, чтобы тренер поверил в игрока, чтобы в команде было место, на которое претендует это игрок, чтобы оно не было занято более известным футболистом. Если таковой имеется, то сложнее попасть в состав и играть, а только в играх молодой человек заявляет о себе. Так что тут нужна целая совокупность факторов.
- Пожалуй, Вам приходилось испытывать те чувства, когда болельщики на тебя буквально молятся. О чем думает игрок, когда понимает, что на него сделаны колоссальные ставки, эмоциональные в первую очередь?
- Да нет, об этом не задумываешься. Если ты сильный игрок. Есть люди, которым и крышу сносит, как говорится. А на поле, когда ты увлечен игрой, ты уже не видишь и не слышишь вокруг ничего.
- Для Вас есть какие-то "Ваши" принципы, которые стоят во главе всех отношений внутри команды?
- В отношениях с людьми для меня главное взаимоуважение. Я вижу людей, с которыми сотрудничаю: это не дети в школе, которых я должен воспитывать, наставлять, по попе хлопать, если они провинились. Этого нет, здесь профессиональные отношения, профессиональная команда. Достаточно большие деньги крутятся в футболе, поэтому все на доверии должно быть, я просто озвучиваю какие-то требования на поле в отношении поведения игрока. Он должен на поле всего себя отдавать и в жизни быть профессионалом – это его первая обязанность. Я говорю это только один раз в начале сезона и жду соответствующей реакции от игроков. Если они это понимают – прекрасно, с ними нужно работать. Если нет – им это нужно повторить пару раз – то есть еще и такой вариант, нужно подождать, когда они впитают эти требования. Если человек не понимает, то с ним и сотрудничать, наверное, сложно и нет смысла. Но большинство ребят в "Днепре" – великолепные ребята и практически меня с полуслова понимают. Да и профессионалы они все. Бывают редкие исключения, но молодые люди, все бывает. А на футбольном поле все зависит от тактики, тренировки. Опять же, сколько мы ни работаем, сколько бы тренировка не длилась – час, полтора, два – сложная тренировка или легкая, они не должны (я требую, по крайней мере, этого), они не должны прокручивать в голове "я правильно это делаю или не правильно", "а зачем мы бегаем, а не играем в футбол и наоборот". Это уже все на мне. Психологическое состояние команды - моя прерогатива, поэтому все, что я уже им предлагаю – они должны сделать. Вот мы вышли на поле, переоделись, тут уже они полностью мне подвластны и должны выполнять все мои команды, условия которые я ставлю. Я со своей стороны стараюсь сделать так, чтобы тренировки были интересные, чтобы им нравилось, какие-то разные упражнения давать. Я о них думаю, и игроки чувствуют это.
- Есть какие-то главные слова, которыми Вы их настраиваете?
- Я не думаю, что правильно все время одно и то же повторять (улыбается). Все зависит от соперника, ситуации. То ли ты борешься за вылет, я сейчас не о "Днепре" говорю – там надо настраивать, что отступать уже некуда; то ли ты борешься за чемпионство – другая ситуация. По разному. Большая разница настраивать команду после выигрыша или после проигрыша. Или все в хорошем настроении все делают и в удовольствие, или проиграли два-три матча подряд, надо найти слова, чтобы команду встряхнуть, заставить поверить в себя. Поверить, что одним выигрышем можно перечеркнуть все отрицательное, что у нас накопилось и идти дальше, двигаться вперед. Опять же это не на одной установке, это в течение всей недели делается. В нужном русле нужно направить настрой команды. Для каждой части чемпионата свой настрой команды. Приходится подстраиваться. Наверное, потому не все тренерами становятся, это надо уметь. Мне это не далось вначале. Зайти в раздевалку и… особенно, когда ты закончил карьеру игрока недавно, ты еще пока сидел на лавке и слушал, что тебе другие говорят, а тут за короткий промежуток времени нужно научиться говорить, наставлять, учить, направлять. Это не так-то просто и не все с этим справляются. Все остальное с опытом приходит. Чем больше работаешь, тем больше опыта.
- А как Олег Протасов стал Олегом Валерьевичем Протасовым?
- "Валерьевич" это для меня вообще ново. Но я уже два года в Украине и как-то привык, а поначалу вообще неуютно себя чувствовал. Я в Греции последние лет 15 жил, а там отчества как такового нет. И поэтому мне как-то странновато было вначале. Но ничего, привыкаешь ко всему.
- "Днепр" - команда атаки ли защиты?
- Все мечтают о Днепре атаки: и руководство команды, и болельщики, и мы, тренеры. Но не всегда получается, атака атаке рознь, есть оборона вначале. На первом месте все равно оборона, потому что если ты будешь пропускать, то ты столько не забьешь. Если ты много пропускаешь, обязательно проиграешь. Надо находить золотую середину, и атаковать хорошо и обороняться. Все от игроков зависит, от подбора игроков.
Должны быть разные футболисты – и атакующие, и нападающие, разных возрастов обязательно, чтоб коллектив был хороший, чтоб вместе они могли пойти чай попить, кофе после тренировки. Сок "Биола" тоже можно… По подбору игроков у нас подход разнообразный совершенно, я как тренер вижу, какие нам надо усиливать позиции. Докладываю это руководству, и потом мы вместе пытаемся найти на эти позиции футболистов. А каких конкретно - на каждую позицию свой стиль нам нужен. У нас есть руководство, есть группа скаутинга – поиска футболистов. Так потихоньку, с мира по нитке пытаемся собрать, в Украину особо не едут звезды.
- А в Украине своих боеспособных ребят достаточно?
- Я бы хотел, чтобы их было больше. Я поработал в Румынии, и мне показалось, что там талантов больше, к сожалению.
- А в чем причина?
- Причин много, но главное то, о чем ранее говорили. Хотя количество желающих все равно большое. Главное, чтобы это количество перерастало в качество. А для этого нужно хороших преподавателей, тренеров привлекать на эту работу, кто-то должен взяться за дело и обеспечить более-менее достойные зарплаты. А сегодня это просто символически, я бы сказал.
- Есть ли у вас идея создать в Украине нечто подобное "Протасов-клубу" в Греции?
- Знаете, "Протасов-клуб" который в Греции я создал… кстати, я передал его уже в другие руки … был задуман как бизнес-проект, во вторую очередь уже академия, поэтому это немного не подходит к тому, о чем мы говорим. Мы говорим сейчас о массовом футболе. А это просто клуб, приходили дети, чтобы научиться футболу. Там никто не преследовал каких-то особых целей.
- А чем отличается сегодняшний футбол от того футбола 20 лет назад, помимо денег?
- Он более оборонительный, и со временем стало сложнее забивать голы. И второе – звезд, индивидуальностей, меньше, - новое поколение не растет. Они не являются такими уж фанатами футбола, чтобы с утра до вечера гонять мяч. Соответственно уменьшается качество футболиста – пас хуже. Если ты, представьте, 5000 передач сделаешь, научишься этому? Или ты сделаешь 100-200? Кто накопит больше навыков технических – тот, кто больше работает или меньше? Конечно, тот, кто больше. А раньше, так мы этим с утра до вечера занимались. И точно так, наверное, наши европейские соратники. Тогда, наверное, и индивидуальности были ярче. А сейчас меньше такого класса. Есть считанные люди, которых мы все знаем, их дети наши знают по именам. Их мало этих великих футболистов. А раньше было больше людей, которые имели класс.
- Ваш сын занимается футболом?
- Старший уже "завязал" в 12 лет. (смеется). Но еще надеюсь, что может быть вернется. А младший ходит, восьмилетний, Илюша. Я считаю, все мальчишки должны брать мяч и гонять. Я стал футболистом только таким способом. Был мяч во дворе, и была компания 6 человек, потом она у нас разрослась. И мы рубились с утра до вечера, может иногда в ущерб урокам. Родителям было сложно нас догнать, иногда даже в окно вылезал, благо на первом этаже жили. Меня закрывали делать уроки, я находил полчасика-часик погонять с ребятами, потом в окно влезал, уроки делал – было и такое. Любовь была к футболу огромная. Сегодня детям современным трудно так любить футбол, потому что у нас особо развлечений не было, а сегодня на них свалилось очень многое. Они футбол видят сейчас, по телевизору раскрученных звезд, и видят цифры, которые они получают. Вот это сейчас главный двигатель, к сожалению.
- А у Вас это не было двигателем?
- Совершенно нет. В этом, наверное, и разница…
- Стекол много разбили?
- Стекол – нет. (смеется). Камнем – да, мячом – нет. С детства техничным был. Мы жили на Титова, там и Толя Демьяненко, с нашего тоже района, "возле футбола". Я с детства, как я Вам уже сказал, гонял футбол, а потом меня отец лет в пять-шесть повел на стадион в первый раз, я напросился. Потому что я слышал, как гол забивал "Днепр" и стадион взрывался. У нас дома слышно было. Я заинтересовался, что там происходит. Вот отец меня и взял. Я в принципе влюбился в стадион, футбол, в атмосферу, с первого дня. Я и во сне видел себя футболистом, забивающим голы на этом стадионе. И это все сбылось. В этом плане мне повезло в жизни.
- У Вас были свои болельщицкие "кричалки", самые любимые с детства?
- Раньше так не кричали ритмично, по-моему. Мужчины крепкими словами кричали. Типа "бей по воротам! Давай, дави!". Это сейчас у нас стишки появились, раньше не было. Мне нравилось, когда гол забивается "Днепром" и все вскакивают и старые и малые, все целуются. Видно поэтому я и бомбардиром старался быть, чтобы люди чаще переживали такие моменты.
- Вы видите для себя какой-то предел в карьере?
- Далековато, наверное, мне до предела. Я вижу, некоторые люди в 70 стараются принимать команды. Это, по-моему, уже поздновато. Хотя это мы умные, когда молодые, нам кажется, что все так далеко, и мы можем решать за старших. Но я вижу, какая сегодня молодежь, и они не так уж прислушиваются к тем людям, которые взрослее. Как-то снисходительно относятся, им кажется, что они больше знают, молодые. А чем ближе твой возраст к возрасту футболиста, если еще и какое-то имя у тебя есть, какое-то уважение, - большие шансы, что тебя услышат.
- За что Вы любите футбол? За что Вы ему отдали большую часть своей жизни?
- Я его полюбил, прежде всего, во дворе, мне нравилось забивать голы и выигрывать игры. Спорт, бегаю, устаю. Получаю удовольствие. Потом попал на стадион, и оказалось, это еще прекрасней, чем я себе представлял, - играть перед зрителями. Это вошло в мою жизнь, в крови у меня. А люблю я футбол за то, что он такой, как есть – прекрасный спорт, и мы же видим, что он привлекает миллиарды людей. Своей непредсказуемостью, наверное. Что-то в нем есть такое. Спорт номер один. Футбол. Одно слово. И это как магнит для многих. Для меня в том числе.