Обрадович был на "Донбасс Арене", а в шахту не хочет
Колоритный экс-тренер БК «Киев» Cаша Обрадович, который спустя полтора года вернулся в Украину и возглавил «Донецк», рассказал о внутреннем голосе, тоске по детям и гордости за «волчат».
- В позапрошлом сезоне в «Киеве», где вы работали, возникли финансовые проблемы, ушли почти все легионеры. А «Донецк», который вы сейчас возглавили, в январе этого года и вовсе объявили банкротом. Не страшно было возвращаться в Украину?
- Сейчас в Европе, наверное, нет клубов, где финансовая ситуация идеальна. На слухи и неточную информацию полагаться нельзя. Иногда приходится принимать решения, отталкиваясь от внутреннего голоса. В тот момент, когда мне поступило предложение от «Донецка», я вел переговоры с «Игокеей». Это очень солидная боснийская команда, выступающая в Адриатической лиге. Отличный зал, хорошие условия, поддержка регионального руководства. На переговоры ездил едва ли не в президентский дворец. Но я прислушался к внутреннему голосу и сказал «да» людям из Донецка. Повторится неприятная ситуация или нет, никто знать не может. Если я начну думать об этом, не будет времени думать о баскетболе.
- Какой вы нашли атмосферу в восставшем из пепла «Донецке»?
- Рабочей. Все бегают, стараются помочь. Для меня важно создать в команде комфортную атмосферу для достижения результата. А руководители клуба отвечают за выполнение своих обязательств, своевременную выплату зарплат. Пока никто не жаловался.
- Можете сравнить «Донецк» с «Киевом»?
- Это трудно. Хотя бы потому, что в «Киеве» тогда была разная ситуация в начале и в конце сезона. Начинали мы с легионерами, заканчивали без них, с молодежью. Середина сезона, переходной этап был очень непростым. Для меня это был очень полезный, ни с чем не сравнимый опыт.
- Работа в «Донецке» будет для вас новым вызовом...
- Я здесь для того, чтобы что-то сделать. А это непросто, потому что мы действительно начинаем с самого нуля. Да еще формирование состава происходило в сжатые сроки, команда не имела времени сыграться.
- Как вам живется в Донецке после столичного Киева?
- С этим никаких проблем. Я долгое время жил в Кельне, он не намного больше Донецка. Здесь я уже нашел для себя хорошие рестораны, места для отдыха, занятий спортом. Вообще, я живу своей работой, амбициями. Когда ты всецело посвящаешь себя работе, не имеет значения, где живешь, что происходит вокруг. Единственное, по чему я скучаю, это моя семья, дети. Они пока не могут переехать сюда, поскольку в Донецке нет интернациональных школ.
- Помнится, в Киев вы приехали с браслетом на руке – это был талисман из святых мест, подаренный женой. Он и сейчас с вами?
- Нет. Та штука действительно была из Греции, со святой горы. Но, признаться, я ее больше воспринимал как аксессуар, модную вещицу, а не как талисман. Браслет не имел никакого отношения к моей вере в Бога.
- Вы наверняка знаете, что Донбасс — регион шахт и шахтеров... (отметим, что разговор шел по-английски и Обрадович не сразу понял слово «mine», переспросил на нашем языке без акцента: «Как это будет по-русски?». И сразу понял: «А, шахта!»).
- Да, да, знаю.
- Так вот, футболистам донецкого «Шахтера» иногда устраивают экскурсии в шахту. Вы бы хотели?
- После того, что произошло на шахте в Чили?! Вряд ли. Конечно, интересно было бы посмотреть, сделать фото. Но, откровенно говоря, я не совсем комфортно чувствую себя в замкнутом пространстве – под землей, в лифте.
- А на «Донбасс Арене» уже были?
- Да, несколько раз. Сначала посетили с командой матч «Шахтер» – «Динамо». Впечатляющее сооружение, отличная инфраструктура. А потом приходил туда в ресторан.
- Отличия между киевскими и донецкими болельщиками есть?
- На игры «Киева», к сожалению, приходило не слишком много зрителей. Особенно, когда команду покинули почти все легионеры. В Донецке я был приятно удивлен посещаемостью.
- Говорят, зал, где играет «Донецк», закроют на реконструкцию, и команде, возможно, придется играть домашние игры в Мариуполе...
- Есть много неофициальных разговоров. Я не знаю, сколько времени будет длиться реконструкция, когда и где мы можем играть. Конечно, вариант с Мариуполем не самый лучший, дорога будет отбирать время, а игр в регулярном сезоне нам предстоит очень много.
- Кстати, как вы относитесь к чемпионату в четыре круга и 48 играм?
- Это очень много! Для зрителей такое количество игр, наверное, хорошо. Но для команд тяжело. Слишком длинная дистанция, чреватая травмами. У нас же не НБА, где в ротации постоянно 15-16 игроков – когда кто-то из первых двенадцати травмируется, его быстро может заменить другой. Да и, честно говоря, не уверен, что большое количество игр способствует повышению интереса к баскетболу.
- В ближайшую субботу «Донецк» будет играть против «Киева». Этот матч будет для вас особенным?
- Я уже сказал, что работа в «Киеве» дала мне новый тренерский опыт. Я старался помочь становлению молодых игроков. Мы не стали чемпионами, как планировали в начале сезона, когда состав был более опытным. Но сейчас для меня много значит, что Кравцов, Лукашов, Пустозвонов, Липовый выходят на ведущие роли. Значит, я свою работу в «Киеве» делал хорошо. Кроме Кравцова я хотел и Лукашова с Пустозвоновым видеть в «Донецке», но они перешли в другие клубы. Нынешний тренер «Киева» Виталий Черний при мне возглавлял дубль. И я горжусь, когда он говорит, что я оказал влияние на его тренерскую философию. С «Киевом» у меня связано много позитивного, это не забывается. Но я профессионал, поэтому, как это ни банально, постараюсь, чтобы в субботу победил мой нынешний клуб.
Cтанислав Шкапа, газета "Сегодня"