Ян Штреер: "У нас два скаута, со мной - трое"
Официальный сайт ФК "Шахтер" провел онлайн-конференцию с новым человеком в клубе - директором Департамента селекции, голландский специалист Ян Штреер.
– Мистер Штреер, расскажите немного о себе. Как вы здесь оказались, что привело вас в Донецк?
– Я много времени работал в голландском футбольном клубе «Витесс», и в течение 10 лет был его спортивным директором. В последние 3-4 года у руководства команды возникали определенные финансовые трудности. Из-за этого усложнялась покупка тех игроков, которых мы находили.
Что привело сюда? Во-первых, мне по душе амбициозность донецкого клуба, его желание привлечь сюда игроков высокого класса, плюс ко всему команда выступает в Лиге чемпионов. Что касается семьи, то моя жена занимается гостиничным бизнесом в Голландии. У нас двое детей. Профессионально футболом я занят с 1969 года.
– Вы уже виделись с Мирчей Луческу? Поставил ли он перед вами какие-либо задачи в зимнее межсезонье?
– Да, мы уже встречались, а вот цели и задачи будем обговаривать чуть позже. А вообще я с мистером Луческу знаком несколько лет. Однажды мы пересекались с ним в бытность его тренером бухарестского «Рапида». Тогда мы хотели купить у них футболиста.
– Расскажите, как вас отпустили из «Витесса»? Не пытались удержать?
– Как я уже говорил, «Витессу» я отдал много лет своей жизни. И когда объявил, что намерен покинуть клуб, все были очень удивлены моему решению. Но отговаривать никто меня не стал, отнеслись к этому с пониманием.
– А знаете ли вы своего преемника, человека, который занял ваше место в Голландии?
– Пока это место не занято. Клуб ищет новую кандидатуру, но в середине сезона это сделать непросто. Свои услуги предлагал нынешний тренер «Витесса», но руководство не согласилось, потому что совмещать две такие должности очень трудно.
– Каким, на ваш взгляд, должно быть соотношение «доморощенных» игроков и легионеров для того, чтобы сохранилась национальная особенность клуба?
– Если есть возможность составить команду из местных игроков, не имеет значения, где это, в Голландии или в Украине, это очень хорошо. Вопрос в другом, найдется ли столько игроков высокого уровня. В этом случае дефицит компенсируется легионерами, и я говорю не только об Украине, это касается мирового футбола вообще. Если говорить о лимите на иностранных футболистов, то сегодня в Европе регулярно об этом спорят. Допустим, в первом составе должно играть 6-7 своих футболистов, то это, в свою очередь, вынуждает развиваться клубные академии. Кстати, в Голландии неплохо развит детско-юношеский футбол, а проблема «доморощенных» спортсменов все же знакома не понаслышке. Но говорить о том, какой лимит приемлем для украинского футбола, я пока не могу. Но, уверен, что если своих футболистов будет больше, то это достойно уважения. Знаю, что «Шахтер» к этому прилагает очень много усилий, развивая свою Академию.
– Раз уж речь зашла об Академии, скажите, в каких вы отношениях с Хенком фон Стеем?
– Мы с ним, конечно, знакомы. Возможно, когда обсуждалась моя кандидатура на место в «Шахтере», интересовались его мнением обо мне. Не исключаю, что это каким-то образом повлияло на решение руководства клуба.
– В ваше поле зрения будут попадать уже состоявшиеся футболисты или те, которые еще не успели заявить о себе?
– Думаю, мы будем совмещать. Может оказаться, что на какую-либо позицию понадобится топ-игрок, тогда будем его искать. Если же нужен будет молодой игрок, естественно, будем просматривать 16–17 летних футболистов.
– Мистер Штреер, вы уже успели ознакомиться со списком вероятных игроков «Шахтера», который был составлен до вашего прихода в клуб?
– Я работаю здесь с 1 ноября и, естественно, просмотрел те наработки, которые были до меня. Сейчас нам нужно все тщательно обсудить, и приступать к работе.
– Как должна выглядеть структура селекционной службы в «Шахтере»?
– Трудно об этом говорить. Можно набрать много людей, но толка от этого может оказаться не много. Например, я знаю одного скаута из Англии, так он работает только с тремя странами.
На сегодняшний момент у нас два скаута, я тоже буду приобщаться к такой деятельности, т.е. нас уже трое. Дело опять же не в количестве специалистов, а в их связях и способностях. Просмотреть всех игроков в мире просто не возможно физически. Пока мне нужно разобраться в ситуации, понять, что к чему, и тогда что-то предпринимать.
– Поделитесь впечатлениями от нового рабочего места, и от условий, которые созданы в клубе?
– На самом деле, здесь созданы фантастические условия. Признаться, я был очень удивлен. В Западной Европе о «Шахтере» говорят как о клубе с большими амбициями, который хочет добиться самых высоких целей. У команды очень серьезные возможности. Я в данном случае говорю не о деньгах.
– На какой рынок вы будете делать акцент: на европейский или латиноамериканский?
– Все будет зависеть от ситуации и целей.
– Вас не ставили в известность, каков бюджет выделен на покупку игроков в зимнее межсезонье.
– Я не могу говорить об этом, все решения о подобного рода деятельности должны исходить только от руководства клуба.
– Скажите, какие у вас отношения с руководством клуба, и на сколько подписан контракт между вами и ФК «Шахтер»?
– Между нами складываются вполне хорошие отношения. Особенно я доволен своими коллегами по селекции, очень компетентные и надежные люди. По поводу срока контракта скажу, что пока он подписан на год. Но если наше сотрудничество будет плодотворным, то, возможно, оно продлится.
– Сколько времени вы будете проводить в Донецке, и сколько в Голландии?
– Здесь я буду столько, сколько понадобится для полноценной деятельности службы. Но специфика нашей работы как раз в том и заключается, что приходится находиться в постоянных поездках.
– Как вы оцениваете шансы «Шахтера» на выход в следующий раунд Лиги чемпионов?
– Я думаю, что возможность выхода целиком реальна.
– Не можете ли вы сказать, какие позиции в «Шахтере» самые уязвимые?
– Поймите, я не могу так просто об этом рассуждать здесь и сейчас. Это сугубо внутриклубное дело. Все свои идеи и мысли относительно этого я хочу и должен обсуждать с руководством команды.
– Мистер Штреер, скажите, возможно, ли в условиях украинских клубов создать селекционную службу масштаба европейских топ-команд, таких, как «Милан», «Реал»…
– Да, можно, но для мадридского «Реала» это гораздо легче, потому как там играть желающих очень много. Но скаутский отдел их уровня создать можно.