Футбол прекрасен... и ужасен
В Южной Африке этот Кубок могут проводить аплодисментами. Проект двоих - Блаттера и Манделы - заставил приехать в страну туристов. Стабилизировал национальную валюту. Ускорил создание новых дорог, мостов, аэропортов и стадионов. Создал множество рабочих мест. Укрепил полицию и службу безопасности, которые теперь контролируют ситуацию на улицах. Пробудил незнакомое ранее чувство гордости за свою страну среди молодежи и заставил ее ощутить национальное единство. Все. Точка. Отлично. И хватит об этом.
Но продемонстрирован ли на этом чемпионате отличный футбол? А это уже совсем иной вопрос. Наверное, кое-кто скажет, что сам футбол несколько забыт, ибо упор делался на событиях вокруг него, а не на самой игре. Возможно, потому что ФИФА отвела на сей раз свой взор от футбола. И потому турнир получился среднего качества, ему не хватает великих исполнителей, классных голов и отличных вратарских бросков. Да, не баловали нас в ЮАР суперматчами.
Но было, было много захватывающего. Победа Уругвая над Ганой, добытая нечестным путем. Победа хозяев над Францией. Гол-призрак, забитый англичанами и судьей не засчитанный. Но все это отдельные эпизоды, возникающие благодаря соревновательной формуле, а не продемонстрированной игре.
Некоторые знакомые люди из ФИФА в частных, только лишь в частных беседах высказывали беспокойство по поводу качества игры, но никогда не говорили об этом публично. А если по правде, то качество футбольного бренда ухудшилось и ухудшается с каждым последовательно осуществляемым увеличением количества команд-участниц. Если совсем по-простому, то расширение приводит к гораздо большему числу игр и получению гораздо более высокого дохода. Но цена всего этого - снижение некогда высочайших стандартов.
Я пишу об этом чемпионате не просто как сброшенный в ЮАР парашютист. Нет, я был здесь, когда тут только начиналась кампания за Кубок мира, видел, как Южная Африка проиграла эту битву, а затем выиграла. Присутствовал на проходящей в ЮАР жеребьевке. Вел репортажи с Кубка Конфедерации в прошлом году, да еще то и дело заезжал сюда между всеми этими событиями. Я видел прогресс страны.
Но что происходило с самим футболом? Расписание матчей - жесточайшее. Новый мяч - оскорбительная новинка. И отсутствие технических новшеств в действиях ФИФА завершилось в итоге воем обиженных и недовольных. Это никак не значит, что можно преуменьшить заслуги всех команд, тренеров и игроков, добравшихся до стадии отборочных матчей в группах. Больше того: по выданной футболистами энергии, по их физической готовности нынешний Кубок мира стал наиболее запоминающимся.
Но запоминающихся моментов на нем - все меньше и меньше. Почти все суперзвезды, от которых столько ждали, нырнули куда-то вниз, ниже уровня той репутации и той планки, ниже которой они опускаться права не имели. Я бы не отнес все же сюда Лео Месси. Я бы выделил в этом вакууме поднявшегося Томаса Мюллера. Но то ли это, чего ожидали болельщики и мы, представители прессы?
И еще раз о мяче Джабулани. В следующем розыгрыше испытывать новые мячи ФИФА надо будет начиная с квалификационных матчей. Для игроков и фанатов нововведение было исключительно неудачным, раздражающим, обидным.
Теперь о командах с африканского континента. Их выступление на своей родине вызвало у местных огромнейшее разочарование. Но что есть, то есть.
Перейду к тактике. Из новинок - лишь какие-то детали. Тактическое построение 4-2-3-1 виновно в резком снижении результативности. Трудно поверить, что один нападающий на острие может пробить глубокую оборону. Да повышение общего уровня физической подготовки позволяло полузащитникам увеличивать временами атакующую мощь. Но признаем - только спорадически.
Главное разочарование - ужасный провал Криштиану Роналдо, Кака и особенно Уэйна Руни. Упреки в том, что европейский сезон слишком длинный и чересчур напряженный, не принимаются. Как и в том, что ожидания были очень уж завышены. Почему тогда отлично выступили не меньше этих ребят уставшие Робен или Снайдер? Думаю, потому что продемонстрировали бойцовский характер и психологическую стойкость. Вот почему остальные великие остались за бортом финала и могли теперь наблюдать за ним вместе с такими героями Кубка, как любимец публики талисман Закуми, а также другими уцененными по случаю завершения первенства товарами.
Кен Реднэдж, Великобритания