Валерий Газзаев: "У меня еще будут и внуки, и кубки"
Предотпускной футбольный уик-энд Валерий Газзаев провел на трибунах российских стадионов: смотрел матчи, встречался с друзьями и коллегами. Посетил, к слову, Валерий Георгиевич домашнюю игру "Локомотива", а также матч, который, наверное, лично им воспринимается как дерби — его родное "Динамо" против его родной "Алании". Тренер не давал комментариев, но "Спорту" в объемном интервью не отказал.
Проведение чемпионата мира — мощный импульс
— Валерий Георгиевич, наверное, в сто первый раз будете отвечать на этот вопрос, но все-таки не спросить невозможно: итоги своего прошедшего украинского сезона какими видите?
— Я бы назвал этот сезон ознакомительным и очень полезным. Профессия тренера тем и интересна, что в ней всегда стараешься двигаться вперед. Каждый раз, с каждой новой командой открываешь для себя что-то новое. Разумеется, происходит это, если внутренне хочешь прогресса, а не стагнации и застоя по принципу "не было у нас хорошо и не надо".
Для "Динамо" это был сезон строительства команды, появления новых лиц в украинском футболе. Очень интересно и полезно для всех сторон работать над таким проектом. Можно сказать, что плоды, выражающиеся в качестве игры, мы частично получили уже по ходу этого сезона. В тяжелой и серьезной группе, куда жребий определил нас в розыгрыше Лиги чемпионов, ничего не было ясно до последнего момента. И с "Барселоной", и с "Интером" сыграли, на мой взгляд, очень интересные и равные матчи. Встреча с итальянцами, которых в итоге мы сейчас увидим в финале, показала, что мы можем сражаться с лидерами без особых проблем. В том матче, где все решили последние четыре минуты, нам не хватило везения и опыта. Причем определяющую роль в победе "Интера" сыграл, на мой взгляд, все-таки в большей степени первый фактор.
Интересным получился и сезон во внутреннем чемпионате, где мы первый круг отыграли на порядок лучше, чем второй, не воспользовавшись гандикапом в семь очков, который был у нас к перерыву. Склонен объяснять это тем, что наши футболисты расслабились психологически, ведь когда команда идет с таким заделом как в игровой составляющей, так и в очковом багаже, кажется, что растерять его невозможно. В любом случае, я с большим оптимизмом смотрю в будущее, потому что уже сейчас видно, какие прекрасные плоды в виде перспективных молодых "доморощенных" игроков нам этот сезон дал. Дебютировали в составе национальной сборной такие ребята, как Хачериди и Ярмоленко, привлечены к работе в основную группу "Динамо" молодые Гармаш, Калитвинцев, Бойко и Петров…
В общем, фронт работы огромен. И трудиться в таком прекрасном клубе, как киевское "Динамо", где существуют многолетние победные традиции, амбиции и созданы все условия для творческой работы — одно удовольствие.
— Кстати, если помните, перед вашим отъездом российские журналисты решали "вопрос вопросов", и его можно повторить сейчас. Вам интересно работать в чемпионате, где реально на золото претендуют только две команды?
— Согласен, здесь несколько иные условия, чем в России, где эта группа расширена реально до трех-четырех. Но на Украине от такого соперничества чемпионат не только не страдает, он прибавляет и в зрелищности, и в качестве. Против лидеров абсолютно все команды играют с запредельной самоотдачей, поэтому на каждую игру надо настраиваться, как на настоящий бой. И это не говоря уже о матчах с прямым конкурентом. В сезоне мы играли с "Шахтером" по-разному: в первой встрече выиграли дома со счетом 3:0, а во второй чаша весов склонилась на сторону "горняков", победивших 1:0. Но это были два очных матча, может, и центральных, и самых интересных, но календарных. То есть таких же, как и игры с другими командами, в каждой из которых необходимо было брать очки.
Быть может, из России это не заметно в свете не очень большого (и зря) внимания к тому, что происходит в турнире у соседей, но невозможно отрицать тот факт, что в последнее время очень серьезно подтягиваются по уровню к лидерам в чемпионате Украины сразу несколько команд. Прогрессирует Днепропетровск, очень интересно смотрятся харьковский "Металлист" и "Карпаты". И, как мне кажется, учитывая то, какие футбольные события ожидают страну в ближайшем будущем, эта положительная динамика в эволюции турнира будет наблюдаться еще более явно.
— Вы про прием Евро-2012? Многое поменялось на Украине с тех пор, как она стала готовиться к турниру такого масштаба?
— Очень многое, и это невозможно не отметить. Инфраструктура футбола стала развиваться такими темпами, о каких до этого можно было только мечтать. В городах, которые будут принимать матчи Евро-2012, построены и достраиваются современнейшие футбольные арены, готовятся комплексы гостиниц с футбольными полями. Донецк, Киев, Харьков, Днепропетровск прибавляют во всех футбольных составляющих. Все изменились просто в кратчайшие сроки.
— Спросила потому, что в России большие надежды связывают с продвижением идеи приема чемпионата мира в 2018 году…
— Я двумя руками поддерживаю эту идею и надеюсь, что у нас все получится. Очень рад, что страна подала заявку, так как это серьезный шаг вперед. Если мы станем страной-хозяйкой первенства, это будет означать сразу несколько вещей. Во-первых, после сочинской Олимпиады следующий шаг и сразу турнир такого уровня — это показатель как политического влияния государства, так и его социально-экономической мощи.
Во-вторых, наша с вами футбольная реальность станет меняться и трансформироваться буквально на глазах. Ведь на данный момент, по большому счету, в России нет ни одного стадиона, который отвечает всем международным требованиям для проведения матчей высочайшего уровня. Арена "Лужники", где наши клубы принимают топ-команды в еврокубках, стоит особняком, но все-таки и по ней периодически возникают вопросы в связи с искусственным покрытием. Как только наша заявка будет принята, начнется строительство новых футбольных площадок, которые прослужат нам еще долгие годы и дадут новый толчок к развитию клубов. Нам надо почувствовать, какое это благо — играть на прекрасных и современнейших стадионах, где предусмотрено все. Это будет рывок вперед для всего российского футбола, уверен.
При Спаллетти "Зенит" стал интереснее
— Кстати, о нем, родном. У вас была возможность наблюдать за тем, что с периода межсезонья и по сей день в нем происходило? Какие события отметили лично для себя как главные?
— Конечно, не могу не отметить возвращение в элиту своей родной "Алании", где сейчас трудится столько дорогих и близких мне людей — это и Владимир Шевчук, и Александр Стельмах, и мой сын Владимир, и многие другие. Сформировать в такое короткое время коллектив, способный не только биться на равных с благополучными и не знающими проблем клубами, но и побеждать их так, как "Алания" обыграла "Спартак", могут только профессионалы. Я всегда, практически каждый день, был в курсе проблем владикавказской команды. Знаю, каких трудов стоило начать чемпионат с коллективом, который был сформирован за три дня до старта сезона не по принципу "кого хотим", а по принципу "кого можем и успеваем". Честно говоря, и не помню, когда и кто из коллег сталкивался с подобной ситуацией. "Алания" вышла из нее с честью.
В общем, главным интересным лично для меня событием назвал бы именно отличное, учитывая условия, возвращение владикавказцев в премьер-лигу. Не могу не отметить прогресс нальчан и томичей и, конечно, гандикап, не столько очковый (он, скорее, отражение), сколько игровой, с которым начал сезон "Зенит". Сразу видно, что Лучано Спаллетти проделал серьезную работу, и то, как команда в итоге заиграла — лучший показатель для оценки тренерского труда.
— Многие замечают, что при всей отрадности турнирного положения, "Зенит" может потерять в индивидуальности. Проще говоря, побаиваются, что Спаллетти сделает из петербуржцев команду исключительно итальянского стиля.
— Это невозможно, нереально, и этого не будет просто потому, что команда не может растерять свою индивидуальность, играя там, где зарождались ее традиции. Не будет исключительно итальянской команды в российском чемпионате никогда. Как и исключительно испанской, немецкой, голландской или английской. Спаллетти привил нынешнему "Зениту" ряд качеств, которыми характеризуются команды скудетто — да. Сразу видно: идет очень серьезная скрупулезная работа над организацией коллективных действий в обороне. Так солидно в этом компоненте "Зенит", пожалуй, не выглядел никогда. Проецируются взгляды тренера на футбол и в ряде других моментов, но при этом "Зенит" все же не станет точной калькой лучших итальянских команд во всех компонентах по одной простой причине: он играет в другом первенстве и у него свои сложившиеся традиции.
— А за своими бывшими подопечными — столичными армейцами — следите?
— Конечно, слежу. Скажу так: когда они проигрывают — расстраиваюсь, когда побеждают — радуюсь. И этим все сказано.
— Кстати, как вам игра Гильерме? Ну и Алиева, ведь получилось, что "Динамо" делегировало в российскую премьер-лигу двух очень успешных игроков.
— Прежде чем ответить на этот вопрос, замечу, что меня больше интересуют качества, кондиции и амбиции игроков, которые в данный момент защищают цвета нашего клуба. Ну, а теперь сам ответ — у нас есть четкая позиция: при всех прочих равных в основном составе будет игрок, который может принести пользу национальной сборной Украины. Помимо этого, у каждого тренера может быть еще масса причин, влияющих на решение по футболисту: кто-то по игровым качествам не соответствует тактическому построению, которое хочет видеть наставник. Иногда и личные качества игрока сказываются на решении.
Я, конечно, видел, как играют здесь и Гильерме, и Алиев, и доволен, что у них в России получается. Но ни о каком моем личном конфликте с этими футболистами и речи быть не может. Вообще, когда говорят, что у какого-то наставника конфликт с подопечным — всегда по определению кривят душой. Ну, какой конфликт может быть у человека, который отвечает за результат, с тем, кто, по его мнению, не в состоянии этот самый результат обеспечивать лучше, чем конкуренты внутри состава? Никакого. Речь идет об обыкновенной рабочей ситуации, и пусть в жизни тех, кто считает ее конфликтной, не будет конфликтов настоящих. Я им этого желаю от души.
— Если продолжить тему нетипичных ситуаций: проходила в СМИ информация, что поначалу в "Динамо" вы столкнулись с нежеланием некоторых футболистов соблюдать главное ваше требование — дисциплину…
— Нетипичных ситуаций у меня в футболе, наверное, уже и быть не может: за время работы столько всего видел и пережил и как игрок, и как тренер — даже не могу предположить, что может возникнуть какая-то незнакомая мне коллизия. А что касается упомянутой вами "информации", то это не больше, чем домыслы журналистов. Я действительно всегда и везде требовал, требую и буду требовать соблюдения определенных внутренних правил, законов. Но все это — во благо футболистов и нашего общего дела.
— Невозможно не отметить и то, что в работе с киевским "Динамо" вы стараетесь не изменять своему принципу "ставки на стабильность состава"…
— Любая ротация — всегда риск. Попасть в стартовый состав такой команды, как "Динамо" (Киев), где большая конкуренция и высок класс игроков — это событие, а, согласитесь, с десяток на день событий в солидном клубе быть не должно. Докажи свое право на то, чтобы играть в основе — и добро пожаловать. В общем-то, по постоянному перетряхиванию состава, какое порой практикуют тренеры, у меня твердое мнение: конкуренции это не добавляет, а конструктивность и систематичность работы над совершенствованием командных действий убивает. Поэтому, на мой взгляд, для достижения успеха должен соблюдаться принцип весьма осторожного подхода к таким вопросам.
Адвокат был единственным кандидатом
— На Украине вам очень быстро удалось найти общий язык со всеми — от футбольных функционеров до журналистов. Причина — в схожести менталитетов?
— Безусловно, и в этом тоже: все-таки мы — два близких народа, столько лет проживших вместе одной мощной державой. Думаю, что бы ни происходило вокруг, а украинцы и россияне друг друга всегда поймут и будут друг другу родными. Приехав на Украину, я встретил как самое теплое человеческое отношение, так и очень серьезный профессиональный подход со стороны всех, кто меня окружал. Президент клуба Игорь Суркис создал в киевском "Динамо" прекрасные… я бы сказал, даже великолепные условия для работы. В команде и клубе хороший и крепкий коллектив специалистов в своем деле. Я очень доволен тем, с какой самоотдачей мы работали с помощниками, менеджерами, персоналом.
Думаю, что и хорошее отношение журналистов к нам было обусловлено, в том числе, и тем, что пресса видела наш труд со стороны. На Украине высокий уровень спортивной журналистики, что неудивительно, учитывая то, как развивается футбол в стране. Вообще, в любом государстве приятно по ходу работы сталкиваться со знающими и профессиональными репортерами, и те, кто окружает "Динамо" — не исключение. Я с уважением отношусь к труду журналистов, потому, наверное, и нашел быстро общий язык с украинской прессой. Иногда, правда, она бывает несправедлива к нам, но я склонен это списывать скорее на болельщицкие эмоции.
— Коллеги, работавшие на Украине, кстати, воспринимают как нормальный тот факт, что в чемпионате широко принята система стимулирования соперников твоего конкурента.
— Не раскрою секрета, если скажу, что подобная система принята и широко распространена во всем мире. Я в ней ничего плохого не вижу. Скорее, наоборот. Премирование соперника твоего конкурента приводит к тому, что не остается проходных игр, и каждая, даже, казалось бы, уступающая во всех компонентах и обессиленная команда, бьется, как зверь, на поле. Благодаря этому постоянно находишься в тонусе, понимая: простого матча, который можно сыграть вполсилы, не будет. Это — хороший стимул и такой… закаляющий фактор.
— Вы отметили интерес украинских журналистов ко всему, что происходило в "Динамо" и вокруг него. А знаете о том, что и с полос российских газет ваша фамилия все это время не сходила? К примеру, о том, что за последние пару-тройку недель вас успели "поставить" к рулю как минимум двух топ-клубов страны — "Рубина" и "Локомотива"?
— Знаю, но за долгое время настолько привык к слухам о назначениях и перестановках, которые появляются в прессе, что уже не обращаю на них никакого внимания. Иногда бывает, что от информационного голода журналисты сами придумывают на ровном месте сенсацию. Но это нормально. Элемент профессии — как вашего брата, так и нашего. Дело журналистов — писать, тренеров — относиться ко всей информации такого рода спокойно.
— А то, что ваша кандидатура фигурировала в списке кандидатов на пост главного тренера сборной страны?..
— Тоже своего рода слух, правда, немного с другой целью. Скорее всего, он распространялся, чтобы журналисты и общественность успокоились: дескать, смотрите, у нас есть список. На самом деле, по моему мнению, виртуальный реестр, в котором, помимо реальных, были еще и просто фантастические кандидатуры, являлся просто ширмой, необходимой для того, чтобы создать иллюзию хоть какой-то демократичности в решении этого вопроса. В действительности же решение было авторитарным: кто станет главным тренером, определилось ранее. И никакие иные кандидатуры, кроме Дика Адвоката, не рассматривались.
У меня хорошие, добрые отношения с голландским специалистом, мы прекрасно общаемся, но при этом в вопросе выбора тренера для национальной команды я все-таки остаюсь при своем мнении, которое с самого начала озвучивал: национальную сборную должен возглавлять тренер-россиянин, местный специалист. К сожалению, следует в очередной раз отметить: видимо, наши футбольные функционеры не готовы принять мысль, что и у нас в стране есть тренеры высокой квалификации, способные добиваться со сборной успехов. Уж не знаю, что надо будет сделать для того, чтобы им это доказать, но факт удручающий — они для такой мысли не созрели.
— Вы весьма интересно высказались в недавнем интервью и о другом нововведении, которое вызывает разное отношение к себе — речь о Кодексе чести.
— Как бы так выразиться… А заверять Кодекс чести, чтобы не нарушен был, наверное, надо "клятвой крови"? У каждого нововведения должна быть какая-то практическая ценность. Подписание кодексов не сделает честного человека еще честнее, а бесчестного — капельку благороднее, ибо для последнего слова, написанные в этом документе, ничего не значат. А принимать кодекс ради кодекса, бумажку ради бумажки… Простите, но я не вижу в этом совершенно никакого реального смысла. Хотя как пиар-ход это, может быть, и неплохо.
— В заключение хотелось бы вас спросить: каким было самое яркое событие прошедшего периода для вас лично?
— В этом вопросе футбольное, конечно, уступит семейному. Самым ярким событием стало рождение внука. У меня уже есть любимая внучка, но Валерия Аслановича (внука назвали именем деда) ждал просто… Трудно даже передать словами, какие чувства испытал, когда сообщили эту новость. Конечно, по характеру несколько иные, но по силе это было сравнимо разве что… разве что с теми, которые охватили, когда завоевал Кубок УЕФА. Но думаю, что будут еще такие эмоции… И внуки. И кубки.
Фатима Гамми