Мистер Шахтер: от Скалы до Пушича – история одного звания
Недавно один из футболистов Шахтера, рассказывая о своем уважительном отношении к Марино Пушичу, употребил слово "мистер". В донецком клубе это уже - чуть ли не узаконенная практика, ей уже почти четверть века. Но как и почему она появилась и насколько справедлива по отношению к конкретному Пушичу? Terrikon.com разбирается....
О том, кто был первым "мистером" в Шахтере и почему, есть две точки зрения. Одни говорят, что это - Мирча Луческу, другие ныряют чуть глубже и вспоминают Невио Скалу. Часть правды есть в обеих версиях. Да, в широкий донецкий обиход "мистера" ввел таки Луческу. Но формально, не меньше оснований называться так имел и Скала. И назывался, судя по некоторым воспоминаниям. Но пробыл на посту главного тренера слишком мало, чтобы этот титул с ним связался, да и широко при нем не культивировался. Человек скромный, ездивший в Донецке на "Ниве", он не настаивал на том, чтобы перенести на украинскую землю итальянское чинопочитание.
А это действительно итальянская традиция, и ей - более чем сто лет в обед, что бы там ни говорили недоброжелатели Луческу, утверждающие, что ее придумал сам Мирча, желавший, чтобы в Шахтере к нему относились, как к маркизу.
Тут вспоминается незабываемый 2011 год, визит Шахтера в гости к Роме, победный вечер на Стадио Олимпико. Перед матчем, как водится, составы показывали на табло. И когда очередь дошла до тренера, большими буквами написали: "Мистер Клаудио Раньери". То есть, понимаете, что получается? Это для них - стандартная практика. Но почему такая странная форма для обозначения тренерского статуса? Почему не "синьор", "диретторе", "дотторе" или что-то столь же итальянское?
Разгадка этой страшной тайны, на самом деле, чрезвычайно проста. Все начиналось в конце XIX - начале ХХ века, когда футбол в Италии еще только разворачивался. Как и во многие приморские страны, его завезли британцы. Они же часто становились и тренерами возникавших команд. Например, первым тренером в истории Милана был англичанин Герберт Килпин. В Дженоа - англичанин Джеймс Спенсли. Да в той же Роме - опять англичанин Уильям Гарбутт.
Вот от них все и пошло. Итальянцы в знак уважения - а тренерская работа в этой стране, где все обожают планировать и организовывать, окружена неизменным уважением и даже пиететом - стали называть тренером "мистерами". Понравилось - и прижилось! При этом в Англии к тренерам никто так сроду не обращался. "Коуч" - стандартное слово для описания представителя этой профессии. В нынешнем большом футболе предпочитают термин "менеджер" - как отражение более глобальной его роли, нежели просто "дрессировщика" футболистов. "Мистер" - никогда. То есть, в гражданской английской жизни тренера могут назвать "мистером", но никакой профессиональной окраски в этом не будет - только социальная.
Легко покопавшись в теме, можно вскрыть еще более глубокий слой. Во-первых, уважение и авторитет: в итальянской культуре важны титулы, выражающие почтение, обращение к тренеру как к "господину" (а это и есть "мистер" в английском языке) подтверждает его руководящую роль и авторитет, который он имеет в команде. Во-вторых, образовательный контекст: этот титул похож на то, как в Италии обращаются к учителям, что подтверждало отношение к тренерам не только как к стратегам, но и как к наставникам.
Примечательно также, что почти нигде, кроме Италии, такой традиции не возникло. Так она и осталась особенным итальянским специалитетом, одним из элементов богатейшего местного футбольного колорита. И кстати, не только футбольного. "Мистерами" называют тренеров во многих игровых видах спорта на Апеннинах.
Понятно, почему окончательно "мистер" прижился в Шахтере с появлением Луческу. Он проработал в Италии тренером почти десятилетие, сменил четыре клуба, дорос для Интера. Для него, несомненно, было важно, чтобы его ассоциировали с этой футбольной школой - а не с румынской или турецкой (хотя все свои титулы до Шахтера он завоевал исключительно в Румынии и Турции). Да и Шахтеру было лестно, что команду принял представитель такого солидного тренерского цеха.
Скала мелькнул - и о "мистере" забыли. Луческу пришел - и застолбил этот титул в Шахтере на годы. А как выясняется сейчас - и на десятилетия.
Тут сработал еще один нюанс. Говоря, что "мистер" не прижился "почти нигде", мы делаем исключение для Португалии, где эта традиция тоже наблюдается, хоть и не так широко распространена, как в Италии. Помнится, как Бобби Робсон, работавший в Барселоне с Жозе Моуринью, удивлялся, что тот постоянно обращается к нему "мистер". Ну, а поскольку первыми тренерами Шахтера после Луческу стали португальцы, традиция продолжилась - и окончательно слилась с донецким клубом. Настолько, что потом "мистерами" стали даже такие далекие от Италии или Португалии люди, как Игор Йовичевич и Марино Пушич.
И теперь, похоже, этого не избежать никому из следующих тренеров Шахтера, откуда бы они не приехали - из Германии, Уругвая или, например, из Японии. Ну, а что? В конце концов – не самый плохой фирменный знак. Хотя можно его и усовершенствовать. Например, чтобы "мистером" становился только тот тренер Шахтера, кто заработает хотя бы один титул. А лучше три.