Первый пошел
Первый вице-президент ФФУ Сергей Стороженко на недавнем заседании исполкома федерации первым показал направление движения для своих коллег по руководящему аппарату. И вектор этого направления – отнюдь не в сторону ФФУ.
Если из Дома футбола бежит один из главных идеологов политики ФФУ последнего десятилетия, значит, у ведомства Григория Суркиса дела и вправду плохи. Формальным поводом для демарша Стороженко стало то обстоятельство, что ему не позволили выступить перед членами исполкома по поводу выводов Комитета по этике и честной игре ФФУ относительно расследования возможных нарушений принципов фейр-плей в матче 26-го тура чемпионата Украины по футболу сезона 2007/08 годов между командами "Металлист" и "Карпаты". Разгневанный Сергей Михайлович покинул высокое собрание, не преминув бросить в кулуарах сенсационную фразу: "Все, что творилось там – это произвол". От подробных комментариев по горячим следам на сей счет он отказался, мол, выскажется после того, как немного остынет.
Однако вряд ли в этой ситуации нужно руководствоваться чьими-то эмоциями. Как и верить в них. Стороженко – опытнейший штабной боец, прошедший не только прокурорскую школу, но и университеты КПСС, СДПУ (о), "Нашей Украины". Сергей Михайлович привык мыслить исключительно прагматично, облачать любые факты в оболочку юридических норм. Этим, кстати, он оказывал неоценимую помощь президенту ФФУ. Будем откровенны: для имиджа футбольной федерации ее первый вице-президент сделал немало. Более того, он не только поддерживал все инициативы своего непосредственного руководителя, но и, что очень важно для понимания текущего момента, давал всему этому юридическое обоснование. Стороженко тем самым фактически стал такой же знаковой фигурой, олицетворяющей ФФУ, как и Суркис. Поэтому просто так, извините, плевать в колодец, с которого еще вчера всласть можно было напиться, Сергей Михайлович не стал бы.
Возможно, что такой поведенческий алгоритм он избрал заранее. И не случайно. В последнее время не только президент ФФУ, но и вся подшефная ему организация стала объектом серьезнейшей критики. Причем не только со стороны прессы, ПЛ или ПФЛ, что периодически случалось и ранее, но и сильных мира сего – собственников элитных футбольных клубов. В частности, Коломойского и Ярославского. Последнего связывают тесные узы со Стороженко. Более того, этот первый вице-президент ФФУ не стесняется в публичных декларациях своих чувств относительно харьковского футбольного клуба. К тому же с самого начала разбирательств вокруг матча "Металлист" - "Карпаты" Стороженко не скрывал своей "прохарьковской" позиции. И когда клубные интересы столкнулись с интересами "общественной нагрузки", он без лишних размышлений из двух зайцев выбрал того, который ближе. Сработал элементарный инстинкт самосохранения. Боязнь за собственное будущее, если хотите. Как тут не процитировать самого Сергея Михайловича – "были времена и хуже, но не было подлей". Эти слова классика он произнес на заседании февральского исполкома ФФУ, таким способом пытаясь показать всю низость нападок оппонентов на его ведомство и на его шефа. И вот прошло три месяца, и картина меняется…
Что в этой истории по-настоящему показательно, так это то, что Григорий Михайлович пожинает плоды собственной деятельности. Еще не стерлись с памяти подробности прихода к футбольной власти так называемой команды Суркиса. Тогда, в 2000-м, главным идеологом свержения Пустовойтенко был именно Стороженко. Напомнить, сколько грязи тогда вылилось на бывшего главу ФФУ со стороны нынешнего высшего руководства федерации?
Сейчас же история повторяется. Уже главный обличитель Пустовойтенко пытается пнуть своего патрона. Причем, с забавной формулировкой – мол, он "не потерпит диктата". Как все меняется… Опираясь на свой громадный опыт в подобных ситуациях, на свою интуицию, Стороженко решил, что нужно бежать с тонущего корабля.
Интересно, как скоро побегут следом за первым вице-президентом другие товарищи с Черепановой горы?
Виктор Аналитик, специально для Террикона