Последняя осень Конькова
Позавчера умер Анатолий Коньков, один из величайших футболистов в истории Шахтера и один из великих - Динамо. Прощаясь с ним, Terrikon.con вспоминает как раз время перелома - когда он еще был в Шахтере, но уже вот-вот должен был переехать в Киев...
В 1974 Коньков был главной звездой Шахтера. Король полузащиты, лидер команды, игрок сборной СССР, человек, без которого донецкие болельщики с трудом могли представить себе команду. Но вот - пришлось.
Чемпионат того года Шахтер начал с Коньковым в составе - а как иначе? От отыграл весь весенний цикл, все 12 матчей в марте, апреле и мае. Но потом выпал из-за травмы, которая оставила его вне строя до самого ноября. Команде пришлось обходиться без него. И как-то получилось. Именно в этот отрезок смог проявить себя новичок Михаил Соколовский - игрок несколько иного плана, но тоже прекрасный полузащитник. Это не была прямая, адекватная замена - но пустота была заполнена. Хотя, конечно, все ждали возвращения Конькова.
И он вернулся. 2 ноября 1974 вышел в стартовом составе в Москве, на матч с Динамо. С Соколовским как с партнером по полузащите. Матч получился ужасный. Динамовцы выиграли 3:0, Коньков получил предупреждение, команда играла кто как - каждый сам по себе. Хотя вроде бы все главные исполнители были на месте - Старухин, Васин, Дудинский, Сафонов. Но не было единства, не было, как говорится, химии.
Шахтер к тому моменту шел на 7-м месте и вполне еще оставался в борьбе за награды. У него было 26 очков - столько же, сколько и у тех же московских динамовцев, всего на три меньше, чем у шедшего третьим Торпедо и всего на пять, чем у второго Черноморца. "Серебро еще звенит!" - шутили болельщики, скрывая за этими словами потаенную надежду. Действительно, ну а вдруг? Команда-то прекрасная, и в лучших матчах сезона она это доказывала. И из топ-10 не выпадала на протяжении всего сезона. Можно еще, можно побороться за медали. Тем более, Коньков вернулся!
Ничего не получилось.
Следующий матч Шахтер проводил дома. Соперником был ЦСКА - команда больная, хромавшая в нижней части таблицы. Никаких задач перед хозяевами в Донецке она не поставила. Хозяева ответили тем же. Комментарии описывают матч по-разному. Кто - как бесцветный и безвольный. А кто отмечает неиспользованные моменты Шахтера. Так или иначе, но результат бесспорен - 0:0 и еще один шаг вниз, в направлении от тройки призеров.
Дальше - хуже. 17 ноября "горняки" принимали Торпедо, отчаянно цеплявшееся за медали. Это вам не демотивированное ЦСКА, которое, несмотря на угрозу bылeта, выглядело безвольным и безразличным. Торпедовцы рвали и метали, они свои два очка отдавать не собирались - и доказали, что претензии их обоснованы. Гости победили 2:0, к унынию местной аудитории, которая уже начала забывать, что такое - голы в исполнении своей команды.
После этого Шахтер оказался на 10-м месте. И вот наступило 20 ноября 1974. День последнего матча Конькова в составе команды, с которой началась его слава.
На тот момент Арарат был одной из сильнейших команд Союза, совсем еще недавно, в 1973 - чемпион страны. Все это помнили, уважали их за яркие европейские выступления. Да и вообще, в турнирной таблице Арарат шел на 5-м месте. На медали уже не претендовал, но был среди лучших. А еще, имел репутацию "домашней" команды, то есть, перед своей аудиторией всегда старался. Тем более, в последнем матче сезона. Конечно, они хотели закончить на мажорной номе. И закончили.
Состав Арарата вышел боевой, чемпионы СССР были в строю - Алеша Абрамян, Аркадий Андриасян, Оганес Заназанян, Николай Казарян. All stars, в общем. Сопротивляться им Шахтер не смог. На 14-й минуте Андриасян открыл счет, на 66-й Назар Петросян удвоил, установив окончательный результат. 0:2 - с момента возвращения Конькова Шахтер таки и не смог забить ни одного гола. А сезон закончил на 12-м месте из 16, всего 2 двух очках от зоны понижения.
Таким получился последний матч сезона. Тут можно было бы сказать что-то вроде: "Чемпионат завершен, из него надо извлечь уроки и двигаться дальше". Так, в принципе, и получилось. Извлекли, двинулись - и в итоге, дошли до серебряных медалей. Но не все.
В межсезонье Донецк был поражен как громом новостью о том, что Коньков уходит в киевское Динамо. Сам он в более поздних интервью говорил о том, что особо туда не стремился, но понимал, что для профессионального роста это будет полезно. Информированные люди - инсайдеры, как сказали бы сейчас - утверждали, что решающим аргументом стало наличие в тренерском штабе Динамо Олега Базилевича, с которым Конькову прекрасно работалось в Шахтере. Лобановского он тоже знал как игрок - немного играли вместе в Донецке в конце 60-х.
Впрочем, все это не имеет почти никакого значения. Следует признать чистую правду: тогдашний Шахтер действительно не открывал таких перспектив, как Динамо. Так что, отодвинув в сторону обиды, следует просто отдать должное Анатолию Конькову, который навсегда остался в истории команды как игрок, соединивший прошлое и будущее. Как символ современного донецкого футбола в начале 70-х. Как образец тех высот, до каких может вырасти уроженец Донбасса, если Бог дал, а кое-что еще приложилось.