Самые реальные
Незадолго до боя с Джеймсом Тони Джон Руис позвал встретиться команду комментаторов HBO (да, я люблю рассказывать эту историю). Неизвестно, кто был инициатором разговора – сам Руис, его менеджер Норман Стоун, промоутер Дон Кинг или может Ларри Мерчант, но факт остается фактом, Руис спросил, как он может сделать свои бои интересными для зрителя. Джим Лэмпли сказал "Джон, ты выигрываешь свои бои, наверное, пусть это будет тебе утешением".
По странной иронии, уже в следующем бою Руис проиграл. Титул ему вернули, просто потому, что Джеймс Тони возомнил себя лошадью, но затем его обокрали в бою с Валуевым, а потом тоже довольно спорно, хотя и не так несправедливо отдали победу Чагаеву. Так и закончилось правление сурового Джона титулом WBA, до того лишь единожды прерванное дерзкой и бессмысленной выходкой Роя Джонса. Ну а теперь Руис, первый и единственный латиноамериканец, выигравший титул в супертяжах, хочет стать трехкратным чемпионом мира, победив в Великобритании Дэвида Хэя.
Сколько себя помню, я всегда болел за Джона Руиса. В самый разгар моего увлечения супертяжелым весом, когда еще дрался Льюис, Тайсон чего-то стоил, был непохожий ни на что Крис Берд и два бледнолицых брата только маячили вдалеке на горизонте и вообще выглядели совсем не угрожающе, – бокс уже тогда был прагматичным. Льюис тренировался все меньше – Стюард учил его использовать преимущество в атлетизме, тактику джеба и "а ну-ка пригнись, друг, и вот тебе апперкот!", Берд ничем кроме скорости похвастаться не мог, и поэтому бывший средневес демонстрировал в основном чудеса изворотливости, а тот же Руис – гениально использовал свою правую руку, джеб в грудь и клинч. Он дрался с соперниками, которые превосходили его в скорости, физической мощи, часто в росте и длине рук – пуэрториканец плевал на все. Если для вас Руис начался боем с Туа, закончился Валуевым, а в середине оказались Холифилд и Рой Джонс, то вам непременно следует посмотреть на другого Руиса.
Этот его стиль работы был охренительно крутым. Вы можете меня отправлять в нокдауны, даже ударами после гонга, хрен вам. Можете снимать с меня очки за клинчи, я все равно выигрываю. Можете выгнать моего тренера – он мне самому не сильно нравится – я все равно выиграю. Если вы не проиграете дисквалификацией или не начнете от меня бегать – я могу рассвирепеть и буду вас бить, всерьез. Ну а если вы вконец обалдели и договорились с судьями – титул вы все равно голыми руками не возьмете, я отправлю Нормана Стоуни, и он украдет у вас мой пояс. Вы думаете, Хопкинс это old school? Джеймс Тони? Нет, это Джон Руис.
Если вы не видели его в любителях, можете ограничиться просмотром боя с Сергеем Кобозевым. Бой был в первом тяжелом весе, Кобозева тренировал некто Тедди Атлас, а Руис, проигравший с разногласием судей, отправился завоевывать просторы супертяжелого веса. Он заставил весь дивизион рыдать в слезах, умыл его потом и кровью, правил железной рукой… Ну, ему это почти удалось.
Дэвид Хэй тоже по-своему гениален. Продает футболки с карикатурами и коллажами, издает журналы, его фанаты пишут о нем стихи – "Дэээвид Хай-Хай-Хай"… Еще не проведя ни одного боя в супертяжах, он заставил всех говорить о себе – талантливый pr-щик, без сомнения, заставил Sauerland Event отдать Валуева, которого съел с потрохами (хотя при других обстоятельствах победы бы не получил), не дал себя поиметь братьям Кличко. Елки-палки, да за то, что он не повелся на легкие деньги и не подписал кабальный контракт с условиями о трех реваншах, ему вообще памятник поставить нужно. А еще за то, что он пытается быть интересным. Это то, что современным супертяжам в принципе не свойственно. Он знает, сколько стоит, и пытается свою цену увеличить – и знает, как. Помните, как говорил Марселлоус Уоллес в Pulp Fiction:
"В этом бизнесе мало тех, кто может реально смотреть на вещи. Вы, ребята, думаете, что будете стареть как вино. Но если смотреть с позиции, что вино в итоге превращается в уксус – это так"…Хэй мыслит трезво, и этим симпатичен. Он нравится телевидению, потому что пытается быть оригинальным и, в отличие от многих более настоящих супертяжей, выглядит как супертяж. Я бы про Холифилда, кстати, то же самое еще сказал. В арсенале Хэйя, помимо скорости рук, убийственного удара, быстрых передвижений и необычных причесок есть даже такой раритет, как удар по корпусу – точный и жесткий, в область печени. Он неплохо чувствует момент для атаки, рассчитывает свою выносливость – и этим опасен. Руис, уже довольно давно не боксирующий в своем стиле "jab-n-grab", имеет хорошие шансы на победу только если не даст Хэйю забрать начальные раунды, заставит его почувствовать свой удар – а удар у Джона есть – и начнет заламывать его к середине боя. Но если Хэйю дать установить свою дистанцию, он это сделает, и будет просто бить навстречу рвущемуся в инсайд экс-чемпиону. А Руис, при всех его многочисленных достоинствах, быстрых ударов не любит и их пропускает.
Пока я писал, мне начал нравиться и Дэвид Хэй. И он, и Руис по-настоящему опасны и интересны тем, что реально оценивают себя и собственные силы, знают преимущества и недостатки – и все используют. Бой получится интересным, Руис вероятно проиграет, потому что ему, в общем-то, уже пора – возраст, скорость, выносливость… Он мог бы в очередной раз прыгнуть выше головы, но у него нет козырей в рукаве, нет фактора Х, который в решающий момент превратится в инструмент психологической войны, надавит на соперника, на рефери, а при возможности – еще и украдет потом пояс. Тренер и менеджер Норман Стоун неотъемлемая часть того легендарного Руиса начала 2000-х, когда был бой Льюис – Тайсон, Дэвид Туа дрался не с «Пятницей Тринадцатым», а с Майклом Мурером, Рахманом или Бердом, Айк Ибеабучи насиловал людей, Голота запугивал, а Рой Джонс делал вид, что неуязвим… Я не хочу сказать, что бокс тогда был лучше и интересней – просто он был другой, и супертяжелый дивизион смотрелся поразнообразнее. И часть того разнообразия вносил Джон "Тихий Человек" Руис. И вот он.
Андрей Баздрев