О спорт, ты - жир!
В руководстве российского спорта начинается чистка. Президенту Медведеву предстоит отделить менеджеров-профессионалов от "жирных котов".
После Олимпиады в Ванкувере президент Дмитрий Медведев сравнил президентов многих федераций с "жирными котами": мол, они годами руководят спортом, но на самом деле ничего не делают. По-хорошему уйти решились только "горнолыжник-сноубордист" Андрей Бокарев и "саночник" Валерий Силаков. Первый сказал, что возглавит попечительский совет, второй - что готов работать тренером. Остальные намек Медведева якобы не поняли. 26 марта игры в кошки-мышки закончатся: Медведев проведет в Сочи заседание Совета по спорту. Без работы останутся главы еще как минимум трех-четырех федераций.
После Ванкувера спокойно себя чувствует разве что глава Союза биатлонистов Михаил Прохоров. Он может позволить себе прийти на программу "ПрожекторПерисХилтон" и там высмеять предолимпийский отчет Федерации керлинга: "Мы готовы ехать, девочки симпатичные". К нему претензий нет: некогда самая закрытая федерация за год превратилась в чуть ли не самую открытую, положенные две золотые медали биатлонисты взяли. Теперь Прохоров и его правая рука в спорте - исполнительный директор Союза биатлонистов Сергей Кущенко - главные претенденты на пост главы Олимпийского комитета России. А самим биатлонистам не завидуют теперь разве что футболисты с хоккеистами.
Чистка в биатлоне проходила с трудом: после ухода бессменного Александра Тихонова остались не только серые контракты, но и беспомощный тренерский состав. Полгода назад впервые за долгое время собрался тренерский совет, который должен был определить состав сборной на новый сезон. Прохоров на встречу не приехал - наказал тренерам принять решение самостоятельно. Тренеры думали четыре часа, но ничего не решили. Узнав об этом, Прохоров велел не выпускать из комнаты никого до тех пор, пока решение не найдется.
Еще хуже с тренерами в Федерации лыжных гонок, которой уже пять лет руководит Владимир Логинов, друг Леонида Тягачева по работе в ОКР, до этого не имевший никакого отношения к лыжным гонкам. После прихода Логинова в лыжные гонки все рухнуло, рассказывает Newsweek Иван Исаев, многолетний член президиума федерации, а теперь главный редактор журнала "Лыжный спорт".
По его словам, президент убрал из федерации всех неудобных для себя людей, в первую очередь тренеров. Под давлением Логинова был вынужден уйти в том числе Александр Грушин, рекордсмен Книги Гиннесса по количеству подготовленных им чемпионов мира и Олимпиад. В итоге тренеров не осталось вовсе - к Ванкуверу женскую сборную готовил многолетний смазчик лыж под предлогом того, что "очень хорошо знает девочек". "Многие тогда советовали назначать тренерами массажистов - они девочек еще лучше знают", - вспоминает Исаев.
Собеседники Newsweek уверены: главное требование, которое федерации ставили перед своими тренерами, - молчать. И дело, конечно, в деньгах. Все сборы и зарплаты федерациям оплачивает Министерство спорта - и прямого доступа к этим деньгам нет. Зато спонсорские контракты федерации могут использовать как хотят - и можно за них не отчитываться. "Биатлонист" Тихонов долгое время уверял, что у него огромный контракт с фирмой "Висман" - после его ухода оказалось, что по бумагам контракт всего на $1 млн в год. Это смешные деньги по меркам биатлона. Исаев подтверждает - даже лыжная федерация получала в год от спонсоров около $5 млн.
Президент Федерации фигурного катания Валентин Писеев сумму контракта с единственным спонсором "Ростелекомом" корреспонденту Newsweek не назвал: по его словам, она сопоставима со "стоимостью пальца какого-нибудь футболиста". Но именно вопрос денег стал для этой федерации камнем преткновения. На прошлой неделе фигурист Евгений Плющенко рассказал президенту Медведеву, что готовился за свои деньги и федерация ему вообще не помогла. "Да потому что он с нами контракт не стал подписывать", - объясняет Писеев. По его словам, в начале прошлого года Плющенко еще был готов к диалогу. "Я сказал: можем платить тебе 50 000–70 000. Он спрашивает: долларов? Мы - рублей, конечно. И он отказался", - вспоминает Писеев.
Его вообще удивляет такая реакция: оказалось, что враги повсюду. Ирина Роднина, которой Писеев "ставил незаслуженные шестерки в 1977-м, потому что понимал, что в Советском Союзе иначе не поймут", советовала выгнать главу федерации как можно скорее. Потом подключился и Плющенко. "Что плохого я им сделал? По международным правилам я мог брать 10% от контракта Плющенко с Oriflame - но я этого не делал", - говорит Писеев. К тому же, продолжает он, федерация помогала тренеру Плющенко Алексею Мишину: ему платили больше 30 000 рублей в месяц. "Ничего не помогло. Плющенко после Олимпиады от меня бегал как черт от ладана", - расстраивается Писеев.
Вероятно, лишится своего места и 73-летний президент Федерации прыжков на лыжах с трамплина Владимир Славский. Основная претензия - не смог наладить контакт с тренерами и спортсменами. Например, еще во время Олимпиады прислал тренеру Вольфгангу Штайерту SMS: "Спасибо за работу. Вы уволены". По словам вице-президента федерации Александра Святова, его начальник просто устарел: не знает английского, не умеет пользоваться интернетом. Но Славский сдаваться раньше времени не готов: после заявления Медведева о "профессионалах в федерациях" Славский, по словам Святова, присвоил себе звание кандидата в мастера спорта по легкой атлетике, а потом еще и по лыжам.
Александр Черкасов из фристайла и Геннадий Бурбулис из шорт-трека, вероятно, перейдут на работу в попечительские советы, а Ольга Андрианова, которую обвиняют в "семейном бизнесе" в керлинге, наверное, сосредоточится на тренерской работе.
Зато останется на своем месте Владислав Третьяк - все-таки сборная по хоккею дважды выигрывала чемпионаты мира. Не накажут и мужа пресс-секретаря компании Bosco Юлии Бордовских - "конькобежца" Алексея Кравцова: он совсем недавно возглавил федерацию. Вряд ли причисляет себя к "жирным котам" и руководитель бобслея Никита Музыря: он не только президент, но и главный спонсор своей федерации.