Допрыгались
Неудача лучшей в истории этого вида спорта прыгуньи с шестом Елены Исинбаевой на зимнем чемпионате мира-2010 (четвертое место) после прошлогоднего провала на летнем первенстве планеты - достаточно обычная история для великих атлетов. Если у большинства спортсменов главная проблема - как добиться титулов и рекордов, то у когорты наиболее великих совсем другая головная боль: что делать в большом спорте, когда все победы уже одержаны и рекорды побиты.
Елена Исинбаева пока заявила о приостановлении своей спортивной карьеры на год. Возможно, если у нее нет материальных обязательств перед спонсорами (а рекламные контракты в современном спорте приносят практически всем выдающимся спортсменам больше денег, чем собственно спорт) или желания доказать что-то себе, есть смысл не возобновлять карьеру вовсе. Выигрывать все и всегда невозможно, а умение точно почувствовать, когда пора уходить, не менее значимо, чем способность побеждать или устанавливать мировые рекорды.
Собственно говоря, в положении Исинбаевой в современном спорте находится очень мало людей, их можно пересчитать по пальцам одной руки. Пловец Майкл Фелпс, которому после четырнадцати золотых олимпийских медалей трудно найти мотивацию для продолжения карьеры, хотя возраст и силы вроде бы позволяют. Теннисист Роджер Федерер, у которого, впрочем, осталась непокоренной одна цель - «Большой шлем», который в так называемую «открытую эру» не выигрывал ни один мужчина, а у женщин это удавалось лишь легендарной Штеффи Граф. Спринтер Усэйн Болт, у которого, впрочем, тоже есть пока спортивная мечта - добавить к феноменальным мировым рекордам в беге на 100 и 200 метров рекорд на 400-метровке.
Все эти «иконы спорта» остаются живыми людьми. Причем им переживать поражения, возможно, даже тяжелее, чем тем, кто выигрывал намного реже и сделал в спорте намного меньше: просто потому, что исчезает привычка проигрывать. Само по себе конкретное поражение великих не умаляет их значения в истории спорта. Но вот неспособность достойно встретить поражения или пережить свалившуюся славу может существенно повредить их звездному статусу. Не меньше, чем скандалы из личной жизни, как это было совсем недавно с выдающимся гольфистом Тайгером Вудсом.
Исинбаевой пока хватило духу не объяснять свои поражения на двух подряд чемпионатах мира внешними факторами или происками "врагов". Но теперь великая спортсменка находится в очень непростой моральной ситуации, быть может, далее более тяжелой, чем груз ее побед и рекордов, давящий перед каждым следующим соревнованием. Возможность уйти из спорта «королевой» прыжков с шестом в любой момент она обеспечила. Но как уловить этот момент ухода?
Конечно, по возрасту и здоровью Елена вполне может выступить на ближайшей летней Олимпиаде-2012 в Лондоне. Однако ей ведь надо не просто выступить, а обязательно выиграть. Даже второе место, по крайней мере, с нынешних максималистских позиций, Исинбаева будет воспринимать как поражение. С другой стороны, уход из спорта после поражения на двух подряд мировых чемпионатах может восприниматься самой Еленой как признак некоей слабости, неспособности справиться с необычными для ее блистательной карьеры трудностями. Тут даже неважно, что подумают о тебе другие, - самому непросто выбраться из такой психологической ловушки.
Понятно, что великие чемпионы становятся предметом обожания и зависти многих людей. Но в трудные моменты карьеры они так же беззащитны перед обстоятельствами, как все мы. К тому же в отличие от обывателей у выдающихся спортсменов есть еще один моральный груз - жизнь после спорта, которая, зачастую, оказывается куда менее звездной и значимой, чем их спортивные свершения. Одно дело всю жизнь идти к результату в любой сфере и добиться его, и совсем другое - совершить все свои «подвиги» в первой половине жизни, а потом существовать уже в пространстве куда меньшей славы и с ощущением, что все великие свершения в далеком прошлом.
В этом контексте дальнейшая спортивная судьба Елены Исинбаевой приобретает дополнительную интригу. Сумеет ли великая спортсменка вернуться после добровольной паузы на прежний уровень? Захочет ли возвращаться? Как справиться с эмоциями, если вернется и продолжит проигрывать? В общем, на наших глазах будет разворачиваться настоящая драма. Надеюсь, лишь в сугубо театральном смысле слова.