От террикона до роз: как болели за старый Шахтер
Болельщики потихоньку возвращаются на футбольные трибуны. До полных стадионов еще далеко - но все-таки, это уже кое-что! Отмечая приятное событие, Terrikon.com вспоминает, как болели за Шахтер в разные десятилетия его давней истории...
30-е: деревянный стадион и духовой оркестр
Переполненный стадион в 30-е годы значило – 20 тысяч зрителей, не только сидящих, но и стоящих, причем стоящих совершенно законно. Официальная вместимость стадиона была 14 тысяч, но при особом спросе билеты продавались и на верхнюю площадку, шедшую по периметру стадиона. Там места были "стоячие", там собиралась самая искренняя публика. А еще на стадионе Стахановец была трибуна для неизменного в те годы духового оркестра.
В 1938, когда Стахановец стал играть в группе А, среди лучших команд Союза, на трибунах, бывало, собиралось и до 25 тысяч. Народ на грузовиках привозили из Горловки, Енакиево, а то и Константиновки. В дни выездных матчей около редакций газет собирались наиболее нетерпеливые (тогдашние фаны) – узнать, что там Стахановец вытворил в очередной раз.
50-е: дамы и террикон
Серьезной командой Шахтер начал становиться, когда за него взялся практически всесильный угольный министр Засядько. А серьезной команде нужен настоящий стадион. И он появился в 1950: башенки, скульптуры. Благодаря Засядько, появились так называемые "футбольные автобусы" — администрация шахт за свой счет организовывала подвоз трудящихся непосредственно на матчи.
С фотографий на нас смотрит радостная болельщицкая масса, в которой женские лица – совсем не редкость. И степень сопереживания игре – такая же, как на лицах мужских, если не еще большая. Женщины на послевоенном футболе были делом обычным. Это мы видим и по футбольной кинохронике. И матерились на трибунах гораздо реже, чем сейчас. Может, потому, что женщин уважали больше?
50-е – самое демократичное время даже в таком изначально демократичном деле, как футбольное боление. Именно в 50-х поклонники Шахтера впервые поднялись на террикон — тот самый, который с чьей-то легкой руки наладились использовать в качестве трибуны. Он примыкал к стадиону и, говорят, идея смотреть с его склона футбол пришла в голову горнякам шахты Горького совершенно случайно. Просто как-то после смены, употребив из "бутылька", несколько уставших мужчин вдруг очнулись на вершине террикона, разбуженные шумом кричащего стадиона. Присмотрелись – мать честная, матч идет, и видно все, как на ладони! Так и пошло.
60-е: броневик и танк
Два Кубка СССР подряд – и Шахтер стал командой союзного значения. Футбольный бум в Донецке возник необыкновенный. Бывало, шахтеры даже прогуливали работу, если их смена приходилась на домашний матч любимой команды. Реагируя на этот бум, покровитель команды, первый секретарь обкома Владимир Дегтярев дал распоряжение расширить стадион Шахтер, надстроив второй ярус. Все башенки и фигурки при модернизации канули в небытие, что обидно. И все равно мест не хватало. В 1967-м, когда в Шахтере играли Лобановский и Базилевич, на матче с лидировавшим московским Динамо набился полный стадион (42 тысячи), да еще и террикон был переполнен (тысяч 15).
А еще в 60-е родилась футбольная тусовка возле памятника-танка. Начиналась она как клуб футбольных эрудитов и доморощенных аналитиков. Был там легендарный старичок, о котором говорили, что он может процитировать любую статью из еженедельника Футбол, начиная с 1960 года.
70-е: дудки и Барселона
В 70-е на трибунах впервые зазвучал клич "Шахтер — чемпион!" Команда дважды останавливалась в одном шаге от золота. Это невероятно взбодрило публику. На трибунах появились молодые люди с дудками, позволявшими себе – вольность удивительная! – поддерживать команду несанкционированными звуками. Собственно, это были даже не дудки – пластмассовые рожки, покупавшиеся в магазинах игрушек и всеми правдами и неправдами проносившиеся на стадион.
Между тем, на донецких трибунах впервые появились реальные представители чуждого mupa. На матч Кубка кубков в 1978 вместе с Барселоной, к примеру, приехали несколько десятков каталонских фанатов. Их охраняли, как членов Политбюро, боясь малейшего соприкосновения с ними местной "торсиды".
80-е: выезды и шарфики
Первые фанаты, первые речевки. Пионеров этого дела было немного – они выглядели какими-то сумасшедшими, ненадолго выпущенными на футбол из клиники. Но это были самые преданные болельщики того Шахтера, который начал медленно "валиться" и несколько раз с трудом удержался на грани bылeта в первую лигу. Фанаты начали выезжать с командой на ключевые матчи, а в Днепропетровск, на исторический матч за Суперкубок были организованы специальные автобусы для болельщиков. Конечно, все упились, несмотря на организационные предосторожности. Но, вопреки опьянению, все отлично помнили, как Шахтер стал лучшей командой Союза!
На трибунах появились оранжево-черные шарфики ("розы" на фанатском сленге), связанные сестрами и мамами. Возникавший на волне перестройки футбольный клуб еще не в состоянии был обеспечить желающих футбольной атрибутикой. Но народ уже готов был болеть по-новому.