Сергей Ященко: "Удар, отбитый вратарем "Порту", до сих пор перед глазами"
В понедельник известный в прошлом футболист "Шахтера" Сергей Ященко отметит свое 48-летие. Дата хотя и не круглая, все же стала поводом для беседы, в которой экс-полузащитник "горняков" поведал о некоторых фактах своей спортивной биографии.
Приносящий победу
- Вы довольно поздно пришли в большой футбол...
- Да, серьезно заниматься футболом начал только во время службы в армии. Играл за сборную Южной группы войск, которую тренировал знаменитый в прошлом армейский нападающий Борис Копейкин. На Кубке Вооруженных Сил на меня обратил внимание Олег Базилевич и пригласил в московский ЦСКА. Я к тому времени был уже военнослужащим сверхсрочной службы, поэтому без проблем перевелся в Москву. Но стоило мне сыграть в составе армейцев несколько матчей союзного первенства, как я стал получать приглашения от других клубов. Меня звали в ташкентский "Пахтакор", "Торпедо" из Запорожья и донецкий "Шахтер". Я родился и вырос в Донбассе, поэтому и выбрал то, что мне ближе и роднее. В начале 1982 года уволился из армии и приехал в Донецк.
- И сразу попали с корабля на бал.
- Да уж, тот сезон складывался очень непросто для "Шахтера". После первого круга мы замыкали турнирную таблицу первенства, и угроза вылета из высшей лиги была более чем реальной. Во второй половине чемпионата на каждый матч выходили, как на последний бой. Каждая игра становилась решающей.
- Помнится, в одной из таких игр "горняки" праздновали успех благодаря именно вашему точному удару.
- Совершенно верно. Это была домашняя игра с "Кубанью", одним из основных наших конкурентов в борьбе за выживание. Краснодарцы избрали откровенно оборонительный вариант, рассчитывая на нулевую ничью. И почти добились своего. Но за несколько минут до конца матча мне удалось поразить ворота соперников ударом из-за пределов штрафной. Этот мяч стал моим первым голом в составе "Шахтера".
- Чувствовали себя героем в тот момент?
- Нет, было просто огромное чувство удовлетворенности от того, что цель, поставленная перед командой на этот непростой матч, достигнута. И было очень приятно, что именно благодаря моему голу усилия всех моих партнеров не пропали даром.
- Чувства были такие же, как после гола в финале Кубка СССР в 1983-м?
- Нет, в Москве ощущения были более яркими. Я к тому времени уже обладал определенным игровым опытом, научился понимать вкус настоящих побед. Да и сама обстановка финального матча не идет ни в какое сравнение с играми чемпионата, даже самыми важными.
Злополучный "Порту"
- Вы могли стать автором еще одного сверхважного мяча "Шахтера", но не сложилось...
- Не сыпьте соль на раны. У меня до сих пор стоит перед глазами тот стопроцентный голевой момент, который я не реализовал в ответной игре с "Порту". Мне никто не мешал, я бил в упор и попал португальскому вратарю в ногу. Чуть-чуть бы в сторону - и быть голу. Мы ведь к этому времени выигрывали 1:0, если бы забили второй мяч, то победу бы уже не упустили. А так сработала известная истина "не забиваешь ты - забивают тебе". "Порту" сравнял счет и вышел в полуфинал Кубка кубков.
- Те матчи с португальцами в марте 1984-го оставили чувство не разочарования, а лишь досады. Было очевидно, что именитый соперник вам вполне по силам. Чего тогда не хватило команде для победы, только ли опыта?
- И его тоже. Но главную причину неудачи я вижу в другом. В те времена к спортсменам и командам из Советского Союза многие судьи относились предвзято. Об этом говорено-переговорено, но поверьте мне, эти факты имели место. Вспомните первую игру в Португалии. Мы очень хорошо начали тот матч и к 30-й минуте выигрывали 2:0. А потом свое веское слово сказал ирландский судья, который явно симпатизировал хозяевам. Перед самым перерывом он назначил в наши ворота пенальти. Причем настолько спорный, что местное телевидение даже не стало показывать повтор этого момента. А во втором тайме арбитр необоснованно удалил с поля Сергея Морозова. Одним словом, судья старался сделать все, чтобы мы не выиграли тот матч, и своего добился. Если бы те игры были сейчас, я думаю, мы смогли бы пройти португальский барьер.
- Затронув кубковую тему, нельзя не коснуться еще одного памятного матча - финала Кубка Украины 1995 года. Мне кажется, та победа над "Днепром" далась вам гораздо труднее, чем выигрыш в 1983-м у "Металлиста".
- Возможно, вы и правы. Тогда у днепропетровцев была очень сильная команда с опытным немецким тренером Берндом Штанге, и, если говорить откровенно, на тот момент они объективно превосходили нас по уровню и качеству игры. Поэтому фаворитом финального матча считался наш соперник. И в том, что нам удалось в основное время счет сравнять, а в серии послематчевых пенальти вырвать победу, была большая доля фарта. Ну и, конечно, в очередной раз мы проявили свой кубковый характер.
- Вам пришлось поиграть под руководством нескольких наставников "горняков". О ком из них остались наиболее теплые воспоминания?
- Я не могу выделить кого-то одного. Все тренеры, с кем я работал, в той или иной мере приняли участие в моем формировании и как футболиста, и как будущего тренера. У каждого из них я чему-нибудь научился, что-то для себя почерпнул. Я очень благодарен им за то доверие, которое они мне оказывали на протяжении всей карьеры. В большей степени это касается Виктора Носова и Валерия Яремченко.
- За годы выступления в "Шахтере" какой сезон вы считаете наиболее успешным для себя и для команды?
- Я думаю, это были сезоны 1983 и 1984 годов. Мы выиграли Кубок СССР, успешно выступали в Кубке кубков, одержали много громких побед в чемпионате Союза.
Эдуард КИНЗЕРСКИЙ, "Салон Дона и Баса", 22 июня 2007 года